Внедрение искусственного интеллекта в образование: плюсы и минусы

Авторы

  • Николай Николаевич Кузьмин Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского
  • Ирина Николаевна Глазунова Московский финансово-промышленный университет Синергия
  • Наталья Александровна Чистякова Московский финансово-промышленный университет Синергия

DOI:

https://doi.org/10.25726/e3803-5754-4981-p

Ключевые слова:

искусственный интеллект, образование, адаптивное обучение, персонализация, автоматизация, этические аспекты, виртуальные помощники

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные аспекты внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в сферу образования, анализируются потенциальные преимущества и недостатки данного процесса. Цель исследования заключается в выявлении ключевых факторов, влияющих на эффективность применения ИИ в образовательной среде, и определении перспектив его дальнейшего развития. Исследование базируется на комплексном анализе научных публикаций, статистических данных и практических кейсов, связанных с использованием ИИ в образовании. В работе применяются методы системного анализа, сравнительного анализа, синтеза и обобщения информации. Эмпирическую базу составили результаты опросов 500 преподавателей и 2000 студентов из 15 университетов, а также данные о внедрении ИИ в 50 образовательных учреждениях. Установлено, что применение ИИ способствует повышению эффективности образовательного процесса за счет персонализации обучения (увеличение успеваемости на 15-20%), автоматизации рутинных задач (сокращение временных затрат преподавателей на 25-30%) и обеспечения непрерывного доступа к образовательным ресурсам (рост вовлеченности студентов на 20%). Однако выявлены и потенциальные риски, связанные с этическими аспектами использования ИИ (75% респондентов выразили обеспокоенность), возможным снижением роли преподавателя (60%) и необходимостью значительных финансовых инвестиций (в среднем 1,5-2 млн рублей на внедрение ИИ в одном учебном заведении). Определены ключевые направления дальнейшего развития ИИ в образовании: адаптивное обучение, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, виртуальные помощники и чат-боты.

Библиографические ссылки

Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 80-88.

Власенко А.В., Киселёв П.С., Склярова Е.А. Искусственный интеллект и проблемы кибербезопасности. Технология Deepfake // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 81-86.

Войцехович В.Э., Вольнов И.Н., Малинецкий Г.Г. На пути к сильному ИИ: антропосоциальные проблемы // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. 2022. Т. 5. С. 139- 151.

Войцехович В.Э., Вольнов И.Н., Малинецкий Г.Г. На пути к сильному искусственному интеллекту: социально-философские проблемы // Социальное время. 2022. №. 1. С. 14-16.

Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. Ред. С.Ю. Князева; пер. с англ.: А.В. Паршакова. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. URL: https://iite.unesco.org/ru/publications/iskusstvennyj-intellekt-vobrazovaniiizmenenie-tempov-obucheniya/

Иванова М. В. Публицистика в цифровую эпоху // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 29–30 марта 2018 года / Под общей редакцией А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. Том 1. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. С. 347-353.

Иванов О.Б., Иванова С.В. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 6-22.

Иоселиани А.Д., Цхададзе Н.В. Искусственный интеллект: социально-философское осмысление // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. №. 2. С. 196-202.

Квашнина Д.А. Философские аспекты влияния искусственного интеллекта на социум // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. №. 37. С. 57-61.

Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. М.: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2021. № 2. С. 98-113.

Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 41-49.

Рыбакова М.В. Риски трансформации образования: ретроспективный анализ // Социально-гуманитарное знание. 2021. № 4. С. 84-96.

Струнин Д.А. Искусственный интеллект в сфере образования // Молодой ученый. 2023. № 6 (453). С. 15-16.

Таран В.Н., Курлов Д.А., Потапович Н.И. Преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в образовании // Дистанционные образовательные технологии: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2022. С. 98-100.

Тонких А.П. Интернет и его ресурсы для учителя начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 12. С. 1-5.

Фролова С.В., Перевощикова Е.Н. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2022. №4(10).

Загрузки

Опубликован

2024-03-15

Как цитировать

1.
Кузьмин НН, Глазунова ИН, Чистякова НА. Внедрение искусственного интеллекта в образование: плюсы и минусы. УО [Интернет]. 15 март 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(3-1):130–138. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1407

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>