Оценка эффективности дистанционных образовательных технологий в преподавании фундаментальных и прикладных дисциплин экологического менеджмента в вузах
DOI:
https://doi.org/10.25726/j3454-6705-3818-uКлючевые слова:
дистанционные образовательные технологии, экологический менеджмент, эффективность обучения, компетентностный подход, цифровая дидактика, онлайн-курсы, смешанное обучениеАннотация
Повсеместное внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в высшей школе требует глубокого осмысления их эффективности в контексте преподавания фундаментальных и прикладных дисциплин экологического менеджмента. Цель исследования – комплексно оценить потенциал ДОТ в формировании профессиональных компетенций экологов-менеджеров. Использовался микс количественных (анкетирование студентов и преподавателей, контент-анализ ЭИОС вузов) и качественных (серия фокус-групп, экспертные интервью) методов. Выборка – 450 студентов и 30 преподавателей из 10 вузов РФ. Выявлен высокий уровень удовлетворенности студентов ДОТ (84%). Определены факторы результативности онлайн-курсов: интерактивность, адаптивность, мультимедийность. Зафиксированы такие барьеры, как технические сбои, дефицит коммуникации, проблемы самоорганизации. Обсуждение. Полученные данные открывают перспективы для персонализации образовательных траекторий и выхода в практико-ориентированный формат. Результаты применимы для оптимизации внедрения ДОТ в экологическом менеджменте. Необходимы дальнейшие исследования отсроченных эффектов ДОТ и механизмов адаптации к ним студентов.
Библиографические ссылки
Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 41-50.
Булат Р.Е., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Байчорова Х.С. Психолого-педагогические ресурсы повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях электронной информационно-образовательной среды // Научно-аналитический журнал Вестник СанктПетербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2020. № 3. С. 172-178.
Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112.
Григораш О.В. Дистанционное обучение в системе высшего образования: преимущества, недостатки и перспективы // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 101(07). С. 1-12.
Кузьмина О.В. Компетентностный подход в дистанционном инженерном образовании // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 156-158.
Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С.126-138.
Никитин Н.А. Технология формирования готовности курсантов очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-аналитический журнал Вестник «Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России». 2021. № 4. С. 182-194.
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
Сергеев А.Г., Жигалов И.Е., Баландина В.В. Введение в электронное обучение. Владимир: ВлГУ, 2012. 182 с.
Фомина А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии. // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 101-106.
Larreamendy-Joerns, J., Leinhardt, G. Going the distance with online education // Review of educational research. 2006. Vol. 76. № 4. pp. 567-605.
Liang J.C., Chen Y.Y., Hsu H.Y. The evaluation of instructional application of Е-learning management system in higher education // Procedia-social and behavioral sciences. 2014. Vol. 176. pp. 149- 156.
Sangrà A., Vlachopoulos D., Cabrera N. Building an inclusive definition of E-learning: An approach to the conceptual framework // The International review of research in open and distance learning. 2012. Vol. 13. № 2. pp. 145-159.
Selwyn N. The use of computer technology in university teaching and learning: a critical perspective // Journal of computer assisted learning. 2007. Vol. 23. pp. 83-94.
Sun P., Tsai R., Finger G., Chen Y., Yeh D. What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of the critical factors influencing learner satisfaction. // Computers & Education. 2008. Vol. 50. pp. 1183-1202.