Анализ методов формирования экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде в процессе обучения экологическому менеджменту в вузах
DOI:
https://doi.org/10.25726/o3475-4475-5406-cКлючевые слова:
экологический менеджмент, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое образование в вузе, образование для устойчивого развития, педагогическая эффективностьАннотация
Формирование экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде у студентов является важнейшей задачей экологического образования в вузах. В статье проанализированы методы и подходы, используемые в преподавании экологического менеджмента для решения этой задачи. Проведен систематический обзор научной литературы по проблеме за последние 10 лет (n=115). Осуществлен контент-анализ 25 рабочих программ курса «Экологический менеджмент» в российских вузах. Проведены полуструктурированные интервью с 15 преподавателями и онлайн-опрос 150 студентов, изучавших данный курс. Выявлено, что наиболее эффективными методами являются: экопроектная деятельность (отметили 93% студентов), анализ кейсов и решение реальных экологических проблем (87%), ролевые игры (72%). Подтверждена необходимость интерактивности и практикоориентированности обучения, связи с актуальной экологической повесткой. Обсуждение. Результаты исследования позволяют оптимизировать преподавание экологического менеджмента и могут быть использованы для развития экологической культуры студентов и других дисциплин. Необходимы дальнейшие количественные исследования влияния различных методов на экологическое сознание обучающихся.
Библиографические ссылки
Асафова Е.В. Методы диагностики эффективности воспитания и саморазвития экологической культуры студентов // Мониторинг воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности: моногр. Казанский государственный университет. Под науч. ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2007. С. 135-146.
Бобылева Л.А., Калустьянц К.А. Модель формирования экологической культуры студентов в процессе проектно-исследовательской деятельности по проблемам экологической безопасности // Казанская наука. 2013. № 3. С. 205-209.
Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю. Переход обучающихся очной формы обучения к дистанционным технологиям освоения образовательных программ как экстремальная ситуация // Военный инженер. 2020. № 2(16).
Гильманшина С.И., Рахманова А.Р., Миннахметова В.А. Разработка и внедрение цифровых видеоматериалов методического сопровождения химического практикума // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 4. С. 151-155.
Гирфанова Е.Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов: моногр. Казань: Школа, 2006. 156 с.
Глазачев С.Н., Глазачева А.О. Экологическая культура – метафора эпохи перемен // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2008. № 2. С. 24-32.
Дзятковская Е.Н. Новый этап экологизации образования: общекультурное развитие личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 4(41). С. 132-143.
Долинина И.Г., Мехоношин И.А. Эффективные методы формирования экологической компетентности курсантов военных вузов // Гуманизация образования. 2022. № 4. С. 166-173.
Долинина, И.Г., Мехоношин И.А., Шапорев А.А. Методология профессиональной педагогики: технология развития мышления обучающихся // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 3. С. 8- 21.
Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: моногр. М.: РУДН, 2009. 159 с.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 11-15.
Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: моногр. Под общ. ред. проф. А.В. Гагарина. М.: РУДН, 2008. 422 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: моногр. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
Мехоношин И.А. Развитие культуры рационального природопользования в военном вузе: методы, подходы и практическая реализация // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. Междунар. науч.- прак. конф. (15 ноября 2023 г., Новосибирск). Новосибирск. 2023. С. 298-302.
Сикорская Г.П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования // Образование и наука. 2009. № 9(66). С. 11-22.