Функциональная грамотность старшеклассников как основа их профессионального самоопределения к педагогической деятельности

Авторы

  • Елена Ивановна Скафа Донецкий государственный университет
  • Ирина Александровна Кудрейко Донецкий государственный университет
  • Ольга Сергеевна Киселева Донецкий государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/i6059-5454-7698-c

Ключевые слова:

функциональная грамотность, компоненты функциональной грамотности учителя, профессиональное самоопределение, педагогические специальности, мотивация школьников к выбору педагогической профессии

Аннотация

Функциональная грамотность старшеклассников является метапредметным результатом их обучения не только в школе, но и в системе дополнительного образования в вузах. Классические и педагогические университеты проводят целенаправленную профориентационную работу среди обучающихся, направленную на формирование мотивации к выбору их будущей профессии. Формируя профессиональную мотивацию абитуриентов, нужно развивать и функциональную грамотность старшеклассников как основу их профессионального самоопределения, в том числе и к педагогической деятельности. В статье обосновывается, что в процессе профориентационной работы вуза в классах психолого-педагогической направленности и лицеях при университетах обязательным является формирование у обучающихся функциональной грамотности, присущей современному учителю. На примере работы Донецкого государственного университета описана технология формирования функциональной грамотности абитуриентов, влияющая на их профессиональное самоопределение по выбору педагогических направлений подготовки для дальнейшего обучения и получения специальности учителя. Технология включает: первичную диагностику развитости функциональной грамотности выпускников 9 класса; коррекционную индивидуальную работу с десятиклассниками по формированию общей функциональной грамотности; целенаправленную работу по формированию основных компонентов функциональной грамотности учителя; диагностику выпускников 11 класса на определение сформированной мотивации к педагогической деятельности учителя. Такая позиция позволит обеспечить профессиональную мотивацию школьников к выбору педагогической профессии.

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.

Афанасьева С.Г., Ерофеева О.Ю., Панарина Л.Ю. Мониторинговые исследования по формированию функциональной грамотности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №7-4(109). С.13-20.

Балашова Е.С., Ерофеева И.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // Достижения науки и образования. 2022. №3(83). С. 16-25.

Горобец Л.Н., Бирюков И.В., Попова Т.П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2022. №3(94). С. 84-86.

Еремеева И.М. Формирование функциональной грамотности младших школьников // Интерактивная наука. 2022. №3(68). С.41-43.

Жаналина Л.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №1(23). С. 78-81.

Киселева О.С. Развитие функциональной грамотности у лицеистов: диагностический этап // Современный учитель: профессиональная компетентность социальная значимость: мат. IІ Междунар. науч.-прак. конф., Донецк, 26 июня 2023 г. Под редакцией И. А. Кудрейко. Донецк: Изд-во ДонГУ, 2023. Т. 2. С. 110–113.

Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2(37). С. 31-43

Кудрейко И.А. Функциональная грамотность учителя как основа профессионально значимых ценностей педагога-филолога // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12. № 10. С.155-160.

Маринина Н.С. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности // Вестник науки. 2021. № 5-1(38). С. 41-43.

Пакина Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России // Вестник педагогических наук. 2022. № 5. С. 201-206.

Скафа Е.И. Как изменяется методическая компетентность учителя математики в цифровую эпоху? // Человеческий капитал. 2021. Т. 2. №12(156). С. 71-78.

Скафа Е.И., Киселева О.С. Эвристические образовательные проекты для старшеклассников в условиях цифровизации // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: мат. VII Междунар. науч. конф., Красноярск, 19-22 сентября 2023 года. Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. С. 518-522.

Скрябина А.Г., Иванова А.В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 245-247.

Юртаева О.А. Функциональная грамотность учителя основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 316-318.

Загрузки

Опубликован

2024-02-15

Как цитировать

1.
Скафа ЕИ, Кудрейко ИА, Киселева ОС. Функциональная грамотность старшеклассников как основа их профессионального самоопределения к педагогической деятельности. УО [Интернет]. 15 февраль 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(2-1):168-75. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1337

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)