Роль практики в формировании системы профессионально значимых ценностей будущих учителей филологии

Авторы

  • Ирина Александровна Кудрейко Донецкий национальный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/q7965-8185-1480-w

Ключевые слова:

практика, студенты-филологи, профессионально значимые ценности

Аннотация

С учетом важности практической подготовки обучающихся в высшей школе в статье рассмотрено значение практик, включенных в учебные планы студентов филологических направлений подготовки: учебной (фольклорной), учебной (диалектологической), производственной (педагогической), а также производственной (научно-исследовательской работы); определена роль практик в становлении системы профессионально значимых ценностей педагога, в частности учителя-филолога; проведена диагностика по выявлению затруднений студентов, возникших в результате прохождения производственной педагогической практики, а также осознанию будущими учителями филологии аксиологической составляющей их профессиональной деятельности; результаты диагностики студентов учтены при организации учебно-воспитательного процесса. Использование данного подхода при оценке результатов анкетирования позволяет нам определить направления работы по подготовке педагогических кадров филологической направленности. Анализируя ответы студентов-практикантов, мы не присваивали рангтой или иной сложности, в зависимости от того, сколько респондентов выделили ее как проблемную. Невозможно проблемы ранжировать, отмечая уровень осознания сложности практикантами, если студенты объективно указали трудности, возникшие в процессе прохождения практики. Систематизируя полученные ответы студентов-филологов, мы определили круг проблем, которые вызывают наибольшие трудности при прохождении производственной педагогической практики с целью дальнейшего их устранения.

Библиографические ссылки

Алиева Л.В., Нефедова Н.А. Научно-методическое сопровождение практической подготовки будущих педагогов // Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. № 1 (11). С. 5-9.

Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 2. Как любить детей. «Свет», (Школа жизни). 2012. 350 с.

Аннушкин В.И. Предмет филологии и роль филологических наук в современном образовательном пространстве и реализации нацпроектов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 4 (837). С. 29–38.

Бажук О.В. Междисциплинарный кластер практической подготовки как фактор повышения мотивационного потенциала студентов к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100). С. 154–157.

Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. Д.Н. Ушаков. М.: Дом Славянской кн., 2008. 959 с. ISBN 978-5-903036-99-8

Груздова И.В., Емельянова Т.В., Ошкина А.А. Научно-методическое сопровождение практической подготовки будущих педагогов в процессе производственных практик // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. С. 1-12.

Дзеверина А.Г. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности; Духовный мир школьника; Методика воспитания коллектива. 1979. Т. 1. 686 с.

Данилов С.В., Шустова Л.П., Кузнецова Н.И. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога. Сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога» Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», 2018. 98 с.

Землянская Е.Н., Безбородова М.А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. № 1. С. 123–128.

Кимова С.З., Васильев А.А. Управление практической подготовкой будущих педагогов СПО в опорном вузе региона // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. № 6. С. 35–43.

Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: 1875. 312 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70969 ISBN 9785998987977.

Кудрейко И.А. Методологические подходы к формированию профессионально значимых ценностей будущих учителей филологии // Вестник педагогических наук. 2023. № 1. С. 208–215.

Кудрейко И.А. Характеристика понятия и компоненты профессионально значимых ценностей учителя филологии // Управление образованием: теория и практика. 2023. Т. 13. № 7. С. 16– 23. DOI: 10.25726/h5858-7106-9094-g

Кудрейко И.А., Реализация идей В.А. Сухомлинского в практике подготовки будущих учителей филологии // Вестник on-line Оренбургского государственного университета. 2023. № 3 (239). С. 143-148. DOI: 10.25198/1814-6457

Маланов И.А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32–36.

Скафа Е.И. Проектирование практической подготовки будущего учителя математики в соответствии с профессиональным стандартом // Актуализация практической подготовки студентов в условиях внедрения государственных образовательных стандартов 3++: сборник статей республиканской научно-практической конференции с международным участием в двух томах, под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк: Издательство Донецкий национальный университет, 2020. Т. 1. С. 163–167.

Словарь русского языка: В 4-х т. Российская академия наук. Ин-т лингвистич. Исследований, под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Смирная А.А., Смирнова А.В. Педагогическая практика как приобщение будущего педагога к взаимодействию с семьей // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 2 (24). С. 40–47.

Сухомлинский В.А. Избранные произведения: ред. кол.: А.Г. Дзеверин; Киев: Рад. шк. 1980. 7–56 с.,

Ушинский К.Д. Три элемента школы // Педагогические сочинения. Сост. С.Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1988. Т. 1. 416 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология: утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2020. № 986. С. 1-12. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/450301_B_3_31082020.pdf

Худяков Е.Е. Современное практико-ориентированное обучение в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 277–279.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Кудрейко ИА. Роль практики в формировании системы профессионально значимых ценностей будущих учителей филологии. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(12-2):82-93. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1203

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)