Функциональная грамотность учителя как основа профессионально значимых ценностей педагога-филолога
DOI:
https://doi.org/10.25726/l4720-8875-7337-eКлючевые слова:
функциональная грамотность, профессионально значимые ценности учителя филологии, подготовка будущего учителя-филологаАннотация
В статье на основе феномена функциональной грамотности индивида предлагается авторский подход к пониманию такой грамотности у учителя-филолога и описываются пути ее развития у будущего педагога. К компонентам функциональной грамотности учителя филологии относим: лингвистическую, естественнонаучную, финансовую, грамотность, связанную с цифровой компетентностью, гражданскую, коммуникативную, деятельностную, научно исследовательскую. Автор отмечает, что формирование лингвистической грамотности представляет собой важную государственную задачу, поскольку государственный язык выполняет интеграционную функцию в пределах отдельного государства в политической, социальной и культурной сферах и обеспечивает коммуникативные потребности народа. Такой грамотности учителя филологии будет посвящена отдельная статья. Автор находит, что системное применение всех названных компонентов функциональной грамотности позволит сформировать у будущих учителей филологии такие умения, навыки и способности: критическое, творческое и системное мышление, память; умение анализировать и использовать полученную информацию; способности исследовать, рассуждать, размышлять, общаться. Следует отметить, что и этот перечень не является исчерпывающим, поскольку для эффективного взаимодействия учителя филологии с окружающими и сформированными умениями развивать функциональную грамотность у школьников необходима система разнообразных знаний, способности к поливариативному рассмотрению ситуаций.
Библиографические ссылки
Афанасьева С.Г., Ерофеева О.Ю., Панарина Л.Ю. Мониторинговые исследования по формированию функциональной грамотности //Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №7-4 (109). С.13-20.
Балашова Е.С., Ерофеева И.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // Достижения науки и образования. 2022. №3 (83). С. 16-25.
Горобец Л.Н., Бирюков И.В., Попова Т.П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2022. №3 (94). С. 84-86.
Гостева Ю.Н, Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). С. 156-161.
Еремеева И.М. Формирование функциональной грамотности младших школьников // Интерактивная наука. 2022. №3 (68). С.41-43.
Жаналина Л.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №1 (23). С. 78-81.
Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). С. 31-43
Кудрейко И.А. Личностно значимые ценности будущих бакалавров славянской филологии: диагностический этап // Дидактика математики: проблемы и исследования. Междунар. сб. науч. работ. 2021. Вып. 54. С. 24-33.
Маринина Н.С. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности // Вестник науки. 2021. № 5-1 (38). С. 41-43.
Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе //Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). С. 49-56.
Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Найденова Н.Н. Измерение общей функциональной грамотности студентов // Гуманизация образования. 2016. №1. С. 25-31.
Скрябина А.Г., Иванова А.В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 245-247.
Юздова Л.П., Милютина А.А., Звягин К.А. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета. 2021. №2 (162). С. 186-201.
Юртаева О.А. Функциональная грамотность учителя основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 316-318.