Особенности использования медицинской лексики в английском языке при описании последствий чрезвычайных ситуаций
DOI:
https://doi.org/10.25726/k8425-0817-1072-mКлючевые слова:
медицинская лексика, чрезвычайные ситуации, последствия, английский языкАннотация
В настоящее время в современном мире, отличающемся высокой динамикой развития социально-техногенных и природных систем, участие чрезвычайных ситуаций как никогда прежде приобретает всё большую значимость. По данным МЧС России, ежегодно на территории нашей страны фиксируется более 10 тыс. происшествий различного масштаба – паводки, наводнения, оползни, лесные и торфяные пожары, аварии на транспорте, производственные аварии и т.п. Международное сообщество сталкивается с такими глобальными катастрофами, как землетрясения, цунами, ураганы и извержения вулканов. Данная статья посвящена анализу использования соответствующей терминологии в английском языке. Для проведения исследования был проанализирован корпус научно-популярных и публицистических текстов на английском языке, описывающих последствия чрезвычайных ситуаций различной природы и масштаба, опубликованных в 2000-2020 годах. Была выделена медицинская лексика, затем проведён ее классификационный анализ. В результате исследования была выявлена тенденция к увеличению объёма используемой медицинской терминологии при описании последствий ЧС по сравнению с предыдущими десятилетиями. Также была проанализирована частота употребления разных лексических групп в зависимости от масштаба и характера происшествия.
Библиографические ссылки
Буцева Т. Н. Презентация словаря-справочника «Графические кентавры в современных медийных текстах» // Фортунатовские чтения в Карелии: сборник докладов международной научной конференции (Петрозаводск, 10-12 сентября 2018 г.): в 2 ч. / Под редакцией Н. В. Патроевой. Петрозаводск: ПетрГУ, 2018. Ч. 1. С. 296-298.
Буцева Т. Н., Зеленин А. В. Лексикография в ситуации неологического экстрима (на материале неолексики, связанной с пандемией коронавируса) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6 (99). С. 86-105.
Зеленин А.В., Буцева Т.Н. Лексико-семантические и словообразовательные особенности наименований лиц в период пандемии коронавируса // Русский язык в школе. 2021. № 1.С. 24
Зеленин А.В., Буцева Т.Н. От сидидомцев до коронапофигистов (наименования лиц в период пандемии коронавируса) // Русский язык в школе. 2020. № 6. С. 97-106.
Кузина О.А., Романова Т.А., Байкова И.А., Чунова В.Л. Cовершенствование методики преподавания лексического материала на английском языке по тематике действия в условиях чрезвычайных ситуаций // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 3 (61). С. 160-170.
Кузина О.А., Романова Т.А., Чунова В.Л. Основные недостатки дистанционного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и предложения по их устранению.В сборнике: Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. М., 2023. С. 158-162.
Кузина О.А., Тимарин А.Н. Методика преподавания английского языка по тематике действия в условиях чрезвычайных ситуаций в сборнике: актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. М., 2023. С. 93-102.
Кузина О.А., Чунова В.Л., Вецпер Н.Н. Модели и стратегии подготовки к чрезвычайным ситуациям. // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 3 (61). С. 202-214.
Лебедева И.Л. Концепт социальный протест в языковой картине мира США (на материале периодики и Интернет-ресурсов): автореф. на соиск. учёной степ. канд. филол. наук: 10.02.04 / И. Л. Лебедева. Владивосток, 2005. 24 с.
Михайлова Ю.Л., Михайлов М.Р. Особенности функционирования лексических единиц по теме «COVID 19» в английском и русском языках // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2020. №7-2. С. 159-161.
Михайлова Т.В. Вербальное осмысление катастрофы: когнитивно-семантическое описание слова (на материале русского и английского языков): автореф. на соиск. учёной степ. канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2012. 26 с.
Самородин Г.В. К вопросу о ключевых понятиях лексико-семантического поля «чрезвычайная ситуация» в дискурсе СМИ Германии // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: лингвистика, методика преподавания, культурология. 2020. М.: МГОУ, С. 145-151.
Al-Salman S., Haider A. S. COVID-19 trending neologisms and word formation processes in English // Russian Journal of Linguistics. 2021. Vol. 25 №1 P. 24-42
Hyland K. Language-learning simulations: A practical guide // English Teaching Forum. 1993. Vol. 31, No. 4. P. 16-22.
Jones K. Simulations in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 122 p.
Jones K. Simulations: A handbook for teachers and trainers. 3rd ed. London: Kogan Page Ltd.; New York: Nichols Publishing Company, 1995. 145 p.