Изучение русского языка как иностранного в процессе работы со словарем

Авторы

  • Елена Владимировна Демишкевич Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова»
  • Оксана Александровна Кузина Академия гражданской защиты МЧС России
  • Татьяна Петровна Найденова Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова»

DOI:

https://doi.org/10.25726/d2917-6353-9790-z

Ключевые слова:

коммуникативные умения, речевая деятельность, профессионально значимые операции, герменевтическая функция, лингвистическая функция, терминологический словарь, термины, уровень владения языком, грамматические особенности

Аннотация

Статья посвящена вопросу изучения русского языка как иностранного. Помощь в изучении русского языка может оказать словарь, как богатый источник информации. Целью работы является показать, что предложенная работа со словарём является полезным видом деятельности. Словарь можно использовать как при чтении, так и при выполнении письменных работ. Данная работа играет важную роль в изучении русского языка как иностранного. Авторы обращают внимание, что герменевтическая и лингвистическая функции представляют собой систему профессионально  значимых операций, видов и форм учебной деятельности при овладении иностранным языком. К используемым методам относятся: метод пояснения, метод сопоставления, метод уточнения. Методологический основой послужили работы в области теоретической и практической  методики преподавания иностранных языков. Результатом является описание профессионально значимых операций, видов и форм учебной деятельности, которые можно использовать при работе со словарём. К герменевтической функции относятся: понимание, восприятие, осмысление, узнавание предметов и явлений, речевая деятельность, структурная схема речевой деятельности, речь, понятие смысловой структуры текста и тектообразующая функция терминов. К лингвистической функции относятся: оперирование лексическими и грамматическими нормами оформления терминов, моделирование групп терминов, владение орфографическими, орфоэпическими нормами оформления терминов, оформление результатов обмена информацией, формирование отдельных навыков словоупотребления и осмысление экстралингвистической информации. Приводятся примеры работы со словарной статьёй. Результаты могут быть применены при обучении иностранных обучающихся русскому языку как иностранному в военно-морских вузах. Авторы пришли к выводу, что обучение иностранных слушателей возможно проводить по специально разработанной программе, которую необходимо строить с учетом учебного материала и тех видов речевой деятельности, в которые включается обучающийся на занятиях по профилирующим предметам.

Библиографические ссылки

Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. 448с.

Новикова Т.А. Обучение иностранных студентов русскому языку в ОмГУПСе // Инновационная экономика и общество. 2020. №1. С. 78-83.

Статкевич Е.А. Формирование иноязычной речевой компетенции студентов технического вуза в рамках компетентностного подхода // Инновационная экономика и общество. 2019. №4. С. 93-99.

Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы. 2012. 784с.

Abramova, I. E., Shishmolina, E. P., & Nikolaeva, O. O. (2021). Professionally integrated foreign language training for hospitality students in the context of digitalization [Профессионально интегрированная иноязычная подготовка студентов сферы гостеприимства в условиях цифровизации]. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 52(4), 238–246. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.15

Asten, T., & Egorova, E. (2021). Content and structure of massive open online courses technologies in the context of trends in the organization teaching in higher education institutions. In E3S Web of Conferences (Vol. 273). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312071

Baryshnikova, O., Kostenko, A., & Voskoboynikov, S. (2021). Digital technologies in foreign language learning. In E3S Web of Conferences (Vol. 273). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312144

Belozerova, A., & Kotova, E. (2021). Cinematographic Living Room as a Means of Forming Linguocultural Consciousness in the Context of Online Learning. In E3S Web of Conferences (Vol. 258). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807060

Drugova, E., Zhuravleva, I., Aiusheeva, M., & Grits, D. (2021). Toward a model of learning innovation integration: TPACK-SAMR based analysis of the introduction of a digital learning environment in three Russian universities. Education and Information Technologies, 26(4), 4925–4942. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10514-2

Isaeva, A., Semenova, G., Nesterova, Y., & Gudkova, O. (2021). Augmented reality technology in the foreign language classroom in a non-linguistic university. In E3S Web of Conferences (Vol. 273). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312119

Kondratieva, I., Malina, N., Rogacheva, T., & Vyshegorodskaya, E. (2021). Business games in teaching foreign students professional Russian language. In E3S Web of Conferences (Vol. 273). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312013

Kotov, S., Nefedov, I., Panteleev, A., Kotova, N., & Kotov, G. (2021). Models of implementation of the virtual educational environment in the process of teaching. In E3S Web of Conferences (Vol. 273). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312128

Nikolenk, D., & Chernykh, T. (2021). Teaching the scientific style of speech online. In E3S Web of Conferences (Vol. 273). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312016

Soldatov, B., & Soldatova, N. (2021). Distance education didactic principles application in teaching. In E3S Web of Conferences (Vol. 273). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312031

Sudina, E., & Plonsky, L. (2021). Language learning grit, achievement, and anxiety among L2 and L3 learners in Russia. ITL - International Journal of Applied Linguistics (Belgium), 172(2), 161–198. https://doi.org/10.1075/itl.20001.sud

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

1.
Демишкевич ЕВ, Кузина ОА, Найденова ТП. Изучение русского языка как иностранного в процессе работы со словарем. УО [Интернет]. 15 октябрь 2021 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];11(5):52-63. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/157

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)