Интерактивные методы обучения в контексте межкультурной коммуникации на уроках иностранных языков в вузах

Авторы

  • Асет Шамсудиновна Давлетукаева Чеченский государственный педагогический университет
  • Хава Абуязидовна Газимаева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

DOI:

https://doi.org/10.25726/r2091-9002-7823-a

Ключевые слова:

интерактивные методы обучения, межкультурная коммуникация, иностранный язык, высшее образование, мультикультурная среда

Аннотация

На современном этапе развития высшего образования актуальным является рассмотрение особенностей применения интерактивных методов обучения в контексте формирования межкультурной компетенции у студентов вузов. В настоящей статье анализируется влияние интерактивных методик на усвоение иностранного языка в условиях поликультурного образовательного пространства российских университетов. В качестве материалов исследования выступили учебные планы и рабочие программы дисциплин иностранных языков в ведущих вузах России. Для сбора эмпирических данных был проведен анкетный опрос 183 студентов 1-4 курсов филологических факультетов ряда университетов. Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности проектных, деловых и ролевых игр, дискуссий и мозговых штурмов при обучении иностранным языкам в мультикультурной среде вуза. Интерактивные формы обучения способствуют развитию социокультурной компетенции студентов, их коммуникативных и когнитивных навыков. Были рассчитаны абсолютные и относительные показатели, проведен кластерный анализ для выявления групп респондентов. Таким образом, комплексный подход к сбору первичных данных, включающий как анализ нормативных документов, так и проведение социологического исследования среди целевой аудитории, позволил всесторонне оценить особенности применения интерактивных методик обучения иностранным языкам в поликультурном пространстве российских вузов.

Библиографические ссылки

Агранат Ю.В., Рябкова Е.Л. Обучение основам межкультурной коммуникации в контексте подготовки студентов к участию в программах академической мобильности вуза // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2016. №4(52). С. 148-150.

Бердичевский А.Л., Гиниатуллин И.А., Тарева Е.Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе. М.: «Флинта», 2018. 368 с.

Быстрай Е.Б., Скоробренко И.А. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 2. С. 99-102.

Горбова Н.В. К вопросу о внедрении интерактивных методов обучения в процесс подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях магистратуры // Гуманитарные науки. 2017. № 1 (37). С. 85-90.

Демиденко Т.Г., Чистякова Н.А. Реализация интерактивного компонента в процессе практикоориентированного преподавания гуманитарных дисциплин // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 7(65). С. 32-38. DOI 10.25726/z2237-5269-6534-k. EDN MCHYVV.

Еловская С.В., Круглова Е.А. Использование интерактивных методов в обучении иностранному языку // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 35-39.

Михайлова Г.И. Пути реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник педагогических наук. 2021. № 3. С. 226-229.

Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 120-140.

Пантыкина Н.И. Использование интерактивных методов обучения при формировании социокультурной профессиональной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 1. С. 186-189.

Рахимова А.Э., Шемшуренко О.В., Герасимова Е.С., Мухаметзянова Э.Р. Особенности методики преподавания иностранных языков в высшей школе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 62-65.

Рыбакова И.А. Проблемы методики преподавания иностранных языков в высшей школе // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 46-53.

Сариева З.И. Управление качеством коммуникативной подготовки бакалавров // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 10-2 (88). С. 43-46.

Скоробренко И.А., Ворожейкина А.В. Активизация познавательной деятельности современных школьников как условие развития мотивации творчества. Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования. сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции языков лингвострановедению // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: труды IV Международной научной конференции. Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2020. С. 29-33.

Стуколова Е.А. Интерактивные инструменты обучения методике преподавания иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. № 1 (30). С. 272-276.

Ташпулатова Б.Н., Эшбоев Ж.И. Инновационные подходы в методике преподавания иностранных языков // European science. 2020. № 4 (53). С. 37-39.

Щербак С.Ф. Гибридное обучение и междисциплинарный учебник в системе иноязычного образования в вузе (из опыта работы). 2022. №3. С. 30-43. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2022.3.6

Ярычев Н.У., Дудаев Г.С. Развитие коммуникативных качеств обучающихся в образовательном процессе средствами интерактивных методов обучения // Гуманитарные науки. 2017. № 3 (39). С. 85-89.

Загрузки

Опубликован

2023-11-30

Как цитировать

1.
Давлетукаева АШ, Газимаева ХА. Интерактивные методы обучения в контексте межкультурной коммуникации на уроках иностранных языков в вузах. УО [Интернет]. 30 ноябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(11-2):190-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1185

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.