Применение когнитивной лингвистики в преподавании иностранных языков на базе вуза

Авторы

  • Хава Абуязидовна Газимаева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Лариса Супьяновна Ибаева Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/s9004-5803-6607-l

Ключевые слова:

когнитивная лингвистика, обучение иностранным языкам, высшее образование, когнитивный подход, подготовка преподавателей

Аннотация

Настоящая научная статья посвящена рассмотрению применения когнитивной лингвистики в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях Российской Федерации. Цель исследования заключается в изучении особенностей когнитивного подхода к обучению иностранным языкам и возможностей его эффективного использования в работе преподавателей вузов. Материалами исследования послужили результаты анкетирования 53 преподавателей иностранных языков в 3 ведущих университетах Москвы, а также научная литература по проблемам когнитивной лингвистики. Были проанализированы основные положения когнитивной лингвистики о природе языка и речи, а также ее подходы к обучению иностранным языкам. Результаты исследования показали, что большинство респондентов (87%) одобряют использование принципов когнитивной лингвистики в практике преподавания, но констатируют недостаточное внедрение данного подхода в учебный процесс из-за отсутствия специальной подготовки. Предлагается ряд рекомендаций по совершенствованию системы подготовки преподавателей вузов с целью более эффективного использования достижений когнитивной лингвистики. Вместе с тем, необходимо констатировать, что изучение когнитивной лингвистики в России носит еще достаточно фрагментарный характер и требует дальнейшей разработки как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обусловливает необходимость научно-методического сопровождения процесса интеграции ее достижений в систему образования.

Библиографические ссылки

Баркова Э.В. Развитие «зеленой» культуры образования в эпоху цифровизации: эко-антропологический аспект // Право и практика. 2020. № 2. С. 210-216.

Болдырев Н.Н. Интерпретирующая функция языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Вып. 60. С. 11-16.

Кабакчи В.В. Английский язык межкультурного общения - новый аспект в преподавании английского языка. // Иностранные языки в школе. 2000. №6. С. 84-90.

Казарян Ш.Е., Григорян А.Э. Принципы когнитивного моделирования в обучении языку // Право и практика. 2020. №4. С. 214-217.

Конопелько И.П. Сопоставительный анализ в исследовании и преподавании языка: монография. Воронеж: издательство ООО «РИТМ», 2019. 226 с.

Медведева А.В., Стеблецова А.О. Из опыта преподавания элективного курса "языковые и культурные аспекты медицинской коммуникации" // Когнитивные исследования языка. 2019. № 39. С. 374-383. EDN VHKBVM.

Науменко Ю.Н., Стеблецова А.О. Вербализация научной категории актуальность в англоязычном и русскоязычном академических дискурсах // Филология и культура. 2021. №1 (63). С. 84-93. DOI 10.26907/2074-0239-2021-63-1-84-93. EDN ОЬОТЦК.

Науменко Ю.Н. Вербальная репрезентация научной категории "результаты" в англоязычных и русскоязычных медицинских статьях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2022. №2 (73). С. 101-107. DOI 10.26456МШо1/2022.2.101. EDN ВООУЪ1^.

Погребняк Н.В. Коммуникативные стратегии формирования образа политика в немецком медиадискурсе // Политическая лингвистика. 2020. № 4 (82). С. 60-67. DOI: 10.26170/pl20-04-07.

Попова Т.П. Семантическая сочетаемость и лингвокультурные корреляции концепта «терпимость» в русской языковой картине мира // Вестник Новосибирского государственного университета. 2017. № 2 (15). С. 47-60.

Стеблецова А.О. Когнитивные структуры научного текста: этнолингвистический аспект // Вопросы психолингвистики. 2022. №2 (52). С. 99-110. DOI 10.30982/20775911-2022-52-2-99-110. EDN LJPDPD.

Стеблецова А.О., Торубарова И.И. Формальность как стилеобразующая характеристика академического английского: синхронический анализ научных медицинских текстов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18. № 4. С. 157-173. DOI 10.15688/jvolsu2.2019.4.12. EDN SXNVTG.

Сюй Л. Речевая экспликация концепта упрямство в газетных текстах: анализ глагольно-именных сочетаний // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2022. № 2. С. 48-54. DOI: 10.18384/2310-7278-2022-2-48-54

Торубарова И.И., Стеблецова А.О. Научная медицинская статья: проявления национальной специфики в универсальном жанре академического дискурса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. №4 (67). С. 145-153. DOI 10.26456/vtfilol/2020.4.145. EDN YRQWSY.

Торубарова И.И. Развитие способности к эмпатии в процессе обучения иностранным языкам в медицинском вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 224-227. EDN RBOGND.

Яковенко Н.С., Варнавская Е.В., Попов А.А. Анализ и оценка результатов обучения по элективному курсу "иностранный язык в медицинской науке" // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8. № 2. С. 601-603. EDN BABATT.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Газимаева ХА, Ибаева ЛС. Применение когнитивной лингвистики в преподавании иностранных языков на базе вуза. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(12-1):178-85. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1245

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)