STEM-образование: научный дискурс и образовательные практики
DOI:
https://doi.org/10.25726/q3562-6842-6568-bКлючевые слова:
STEM-образование, практика, наука, исследование, стратегия, вектор развитияАннотация
Аббревиатуру "STEM" (S – science, T – tehnology, E – engineering, M – mathematics) впервые предложил американский бактериолог Р. Колвелл. Но активно STEM начали использовать с 2011 года по инициативе биолога Джудит Рамали. Известно, что сначала использовали аббревиатуру SMET, а затем появилось STEM. Джудит А. Рамали отмечает, что «STEM образование – это преподавание и обучение в области естественных наук, технологий, инженерии и математики». Германия, как страна, впервые объявившая миру об эре четвертой промышленной революции, делает многое для реализации STEM-технологий в учебных заведениях. Германия выбрала собственный акроним для STEM-это MINT. В переводе означает «математика, информатика, естественные науки и техника». На национальном немецком MINT-портале представлены стратегические векторы развития: дигитальная трансформация школ, цифровые компетентности молодежи, MINT для девушек, MINT-техника. Германия занимает одно из первых мест по подготовке выпускников STEM-направления. В стране реализуется инициатива "MINT Zukunft schaffen"("создаем MINT-будущее"), в рамках которой измеряются все показатели, связанные с реализацией MINT: компетенции, количество выпускников этого направления, процентный показатель женщин-участниц этой сферы и тому подобное. Интересен опыт внедрения технологии STEM через активный метод конструирования технических игрушек, который представлен во вьетнамских школах. Основным акцентом внедрения STEM во Вьетнаме является идея развития активного межпредметного обучения на основе разработки технических игрушек.
Библиографические ссылки
Арсаханова Г.А Возможности использования антистрессовых технологий в глобализации образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3. С. 39–49. https://doi.org/10.25726/m5593-2545-8348-v
Анисимова Т.И., Шатунова О.В., Сабирова Ф.М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. 2018. № 11. С. 322-332. DOI: 10.24224/2227 12952018-11-322-332
Байсаева М.У., Арсамакова М.В., Байсаев З.И. Проблемы формирования и эффективного использования финансовых ресурсов органов местного самоуправления: опыт организаций управления образованием // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 4. С. 265–273. https://doi.org/10.25726/p9648-5309-8680-k
Грустливая А.А., Трегубова Е.С. Методический подход к реализации внеурочной деятельности в рамках технического направления в средней школе // Методист. 2019. № 8. С. 51-56.
Ечмаева Г. А., Малышева Е. Н. Инженерно-техническая STEM-игра «Индустрия 4.0 и освоение ближнего космоса» как средство политехнического воспитания старшеклассников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 6-16. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-6-16
Конюшенко С.М., Жукова М.С., Мошева Е.А. STEM VS STEAM - образование: изменение понимания того, как учить // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 11. С. 99-103.
Мусина Л.М., Салтуганова М.М., Коровникова Л.А., Полшкова В.А. Внедрение STEM образования: зарубежные практики // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2020. Т. 16. С. 64-71.
Нгуен Хоай Нам, Ле Суан Куанг, Нгуен Ван Хиен, Нгуен Ван Биен, Нгуен Тхи Тху Чанг, Тай Хоай Мин, Ле Хай Ми Нган Как меняются субъективные представления педагогов о STEM-образовании //Вопросы образования. 2020. № 2. C. 204-229. DOI: 1017323/18149545-2020-2-204-229
Обухов А.С., Ловягин С.А. Задания для практики STEM-образования: от суммы частных задач и учебных дисциплин к целостному деятельностному междисциплинарному подходу // Исследователь/ Researcher. 2020. № 2 (30). С. 63-80.
Сюй Шихуань, Сунг Чиа-Чи, Шин Хорн-Чжун. Разработка междисциплинарного STEMмодуля для учителей средней школы: поисковое исследование // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 230-251.
Хавенсон Т.Е., Котик Н.В., Королева Д.О. Цифровая технологическая готовность школьных учителей // Мониторинг экономики образования. ВШЭ. 2020. № 8. С. 1-7.
Червонный М.А. Возможности дополнительного физико-математического образования в подготовке в подготовке абитуриентов вузов и будущих педагогов // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 12 (189). С. 169-176. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-169-176
Шалашова М.М., Махотин Д.А., Шевченко Н.И. Подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования: новые модели повышения квалификации педагогов (обучение школьных команд): учебное пособие. М., 2017. 88 с.