Моделирование финансовой устойчивости вузов в России: анализ влияния государственного финансирования и внешних источников дохода
DOI:
https://doi.org/10.25726/r3463-0520-5243-uКлючевые слова:
финансовая устойчивость, высшее образование, государственное финансирование, внешние источники дохода, корреляционный анализ, моделированиеАннотация
В эпоху трансформации высшего образования в России финансовая устойчивость университетов представляет собой многоаспектную проблематику, требующую детального анализа. Вузы сталкиваются с необходимостью адаптации к меняющимся экономическим условиям, где государственное финансирование и внешние источники дохода играют ключевую роль. Материалы и методы. Исследование базируется на анализе статистических данных, охватывающих период с 2010 по 2023 год, отражающих динамику государственного финансирования и внешних источников дохода вузов. Применены качественные и количественные методы анализа, включая корреляционный анализ и моделирование, для выявления зависимостей и определения ключевых факторов, влияющих на финансовую устойчивость университетов. Результаты. Анализ показал, что в период с 2010 по 2023 год произошло существенное увеличение государственного финансирования вузов, с ростом с 280 млрд рублей в 2010 году до 450 млрд рублей в 2023 году. Вместе с тем, наблюдалось увеличение доли внешних источников дохода, таких как платные образовательные услуги и научные гранты, с 35% до 60% от общего бюджета университетов. Корреляционный анализ выявил значительную положительную связь между уровнем государственного финансирования и показателями академического успеха вузов.
Библиографические ссылки
Азиева З.И., Емец Е.А., Король А.Ю. Отечественный и зарубежный опыт методического обеспечения анализа финансового состояния // Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 20-26.
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2020. 206 c.
Власов Д.А. Особенности комплексного использования количественных методов в финансовой сфере // Системные технологии. 2020. № 1 (34). С. 133-139.
Гриншкун В.В., Заславский А.А. Иерархическая структура алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. № 4(58). С. 15-20.
Де Мартино М., Ткач Г.Ф., Коваленко С.А. Современные тенденции государственного финансирования высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 136-152. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-136-152.
Иванюк В.А., Феклин В.Г. Анализ инвестиционной портфельной теории. Управление развитием крупномасштабных систем (М^6'2022): Труды Пятнадцатой международной конференции, под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. Москва: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2022. С. 660-664.
Куницына Н.Н., Бженникова Д.Г. Управление финансами корпораций: региональный аспект: монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2020. 204 с.
Липагина Л.В. Проблемы изучения будущими экономистами математических дисциплин в реалиях цифрового образования // Современная математика и концепции инновационного математического образования. 2018. Т. 5. № 1. С. 347-352.
Львова О.А. Возможности и ограничения применения моделей диагностики банкротства для предупреждения несостоятельности // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 4. С. 73-94.
Могилат А.Н. Оценка финансовой устойчивости российских промышленных компаний, или о чем говорят банкротства // Вопросы экономики. 2019. № 3. С. 101-118. DOI: 10.32609/0042-8736- 2019-3-101-118.
Синчуков А.В. Общие вопросы конструирования и управления портфелем финансовых инструментов // Научные исследования и разработки. Экономика. 2022. Т. 10. № 1. С. 36-43.
Сухорукова И.В., Бобрик Г.И. Совершенствование методики преподавания образовательной программы подготовки инвесторов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 2 (41). С. 27-33.
Сухорукова И.В., Чистякова Н.А. Содержательно-методическая концепция формирования спецкурса по приложениям Марковских процессов // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 1. С. 3141.
Трещевский Ю.И., Руднев Е.А., Иванов И.С. Роль вузов в реализации возможностей и сдерживании угроз инновационному развитию экономики - мнения экспертов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 60-69. DOI: https://doi.org/10.17308/егоп.2020.3/3105.
Федорова Е.А., Гиленко Е.В. Методология финансовых исследований: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 281 с.
Grishina O.A., Gerzelieva Z.I., Shibaev S.R., Minkhazetdinova K.Z. The experience of financial support of European universities for their sustainable development // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12. №. 3. P. 1263-1269. DOI: https://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP3/20201375