Интеграция онлайн-обучения в традиционный учебный процесс высшего образования как фактор повышения доступности и гибкости образовательных программ
Ключевые слова:
онлайн-обучение, смешанное обучение, высшее образование, доступность, гибкость, цифровая трансформацияАннотация
В статье рассматривается интеграция онлайн-обучения в традиционный учебный процесс вузов как фактор повышения доступности и гибкости образовательных программ. Проведен концептуальный анализ литературы, выявивший тренды в исследованиях данной темы за последние 5 лет. Проанализированы разночтения в определениях ключевых понятий, предложена авторская терминология. Выделены нерешенные вопросы и обоснована актуальность исследования. Методология включает количественный анализ данных опроса 1520 студентов и 480 преподавателей из 15 российских вузов, а также качественный анализ 30 интервью с экспертами. Результаты показывают, что внедрение смешанного обучения с долей онлайн-курсов 30-50% повышает удовлетворенность студентов гибкостью программ на 24% (p<0,01), а их вовлеченность – на 19% (p<0,05). При этом 67% преподавателей отмечают увеличение нагрузки. Сделан вывод, что эффективная интеграция онлайн-обучения требует пересмотра нормирования труда ППС, а также комплексной трансформации образовательного процесса. Намечены перспективы дальнейших исследований барьеров и стимулов внедрения инновационных форматов в вузах.
Библиографические ссылки
Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-117.
Артамонова Л.А. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-1. С. 28-33.
Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: науч.-метод. мат. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 31 с.
Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: уч. пос. М.; Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. 174 с.
Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Малькина О.В. Факторы концентрации и мотивации при прохождении дистанционного образования в вузе // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4(62). С. 247-255.
Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационная культура будущего педагога как проблема профессиональной подготовки // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 38-54.
Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Смарт-технологии в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 7(54). С. 22-38.
Греков А.А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных специальностей // Эйдос. 2011. № 1. С. 4.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учеб. для студ. пед. вузов и слуш. сист. повыш. квал. педагогов. М.: МГПУ, 2014. 231 с.
Данилова Т.В., Еловикова Д.А., Моспанова Н.Ю. Развитие инновационных форм обучения с совмещением дистантных форм в высших учебных заведениях // Вопросы истории. 2023. № 8-1. С. 230-239.
Данилова Т.В., Тонких А.П., Фандина Н.А. Концепция ИКТ в современном образовании // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4(62). С. 146-153
Ефремова Е.Ф. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества обучения // Информационные технологии в образовании. 2012. № 2. С. 42-45.
Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: уч. пос. для студ. высш. педагог. учеб. зав. М.: Академия, 2009. 336 с.
Касторнова В.А., Подкопаева Т.Н. Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании: электронный учебно-методический комплекс. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: уч. пос. для студ. высш. педагог. учеб. зав. М.: Академия, 2014. 352 с.
Комарова С.В., Савин А.В., Чухачева Е.В., Чаркина Н.В. Модели качественной оценки управления образовательным процессом // Управление образованием: теория и практика. 2022. С.161-169.
Лавров Е.А., Спирин О.О. Компьютерные технологии управления информационным обеспечением учебного процесса в вузе // Управляющие системы и машины. 2010. № 6. С. 65-71.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пос. для студ. высш. педагог. учеб. зав. Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2012. 272 с.
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
Соловьев М.А. Дидактические основы проектирования электронных образовательных ресурсов: моногр. М.: Лаборатория знаний, 2012. 111 с.
Тонких А.П. Основы математической обработки информации: уч.-метод. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.
Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М.: Дашков и К, 2016. 320 с.
Фандина Н.А., Чухачева Е.В. Цифровая образовательная среда в образовании будущего педагога // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее – мат. Всерос. науч.-прак. конф. Брянск: Новый проект, 2021. С. 143-148