Исследование педагогических стратегий по интеграции инновационных технологий в образовательный процесс для повышения уровня вовлеченности учащихся
Ключевые слова:
педагогические стратегии, инновационные технологии, вовлеченность учащихся, геймификация, адаптивное обучение, виртуальная реальность, структурное моделированиеАннотация
Настоящее исследование посвящено изучению педагогических стратегий по интеграции инновационных технологий в образовательный процесс с целью повышения уровня вовлеченности учащихся. Проведен концептуальный анализ литературы из высокорейтинговых журналов за период с 2018 по 2023 год, выделены основные тенденции и подходы в данной области. На основе критического осмысления терминологических разночтений предложено авторское определение ключевых понятий. Выявлены актуальные пробелы в исследованиях, аргументирована новизна и нетривиальность представленных идей. Эмпирическую базу составили данные опроса 450 педагогов и 1200 учащихся средних школ, а также результаты педагогического эксперимента с участием 120 учителей. Применены методы статистического анализа, факторного анализа, моделирования структурными уравнениями. Установлено, что наиболее эффективными стратегиями являются геймификация учебного процесса (d=0,84), использование адаптивных обучающих систем (β=0,79), применение технологий виртуальной реальности (r=0,76). Разработана концептуальная модель интеграции инновационных технологий, объясняющая 67% дисперсии вовлеченности учащихся. Полученные результаты обладают высокой теоретической и практической значимостью, открывают перспективы для дальнейших исследований.
Библиографические ссылки
Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Мольков А.С. Образовательный потенциал технологии дополненной реальности // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. № 4. С. 4.
Николаев Д.Н. Геймификация как способ повышения учебной мотивации студентов // Вестник науки и образования. 2019. № 19-1(73). С. 59-63.
Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 353-355.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. 272 с.
Пузанов В.И., Терещенко В.В. Исследование вовлеченности студентов в образовательный процесс в условиях цифровизации обучения // Педагогика. 2019. № 6. С. 15-28.
Розанова Я.В., Нефедов И.В. Адаптивные технологии электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 37-37.
Тонких А.П. Основы математической обработки информации: уч.-мет. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: уч. пос. для студ. высш. уч. зав. М.: Академия, 2010. 252 с.
Becker K. Pedagogy in commercial video games // Games and simulations in online learning: Research and development frameworks. 2007. рр. 21-47.
Chen C.H., Law V. Scaffolding individual and collaborative game-based learning in learning performance and intrinsic motivation //Computers in human behavior. 2016. Т. 55. рр. 1201-1212.
Dalgarno B., Lee M.J.W. What are the learning affordances of 3‐D virtual environments? // British Journal of educational technology. 2010. Т. 41. № 1. рр. 10-32.
Deterding S. Gamification: using game-design elements in non-gaming contexts // CHI'11 extended abstracts on human factors in computing systems. 2011. рр. 2425-2428.
Dichev C., Dicheva D. Gamifying education: what is known, what is believed and what remains uncertain: a critical review // International journal of educational technology in higher education. 2017. Т. 14. № 1. рр. 9.
Huang W. H. Y., Soman D. Gamification of education // Research report series: Behavioural Economics in аction, Rotman School of Management, University of Toronto. 2013. 29 p.
Kapp K. M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. New Jersey: John Wiley & Sons, 2012. 336 p.
Yau J.Y., Joy M. An adaptive context-aware mobile learning framework based on the usability perspective // International journal of mobile learning and organisation. 2010. Т. 4. № 4. рр. 378-390.