Французский язык в Российской империи в XVIII – XIX веках: педагогический дискурс

Авторы

  • Анастасия Анатольевна Колобкова Российский университет кооперации

DOI:

https://doi.org/10.25726/j6964-5426-4923-x

Ключевые слова:

французский язык, галломания, французская культура, образовательно-воспитательный процесс, свободное воспитание, игровой характер в обучении, история педагогики

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые предпосылки к установлению русско-французского двуязычия в Российской империи, выявлены закономерности в изучении французского языка XVIII-XIX веках. Упоминаются взгляды французских просветителей на содержательную сторону учебно-воспитательного процесса на примере теории свободного воспитания Жан-Жака Руссо, концептуальные начала которой оказали влияние на формирование новых подходов к изучению французского языка в России. В статье рассматривается роль французского языка в образовательной системе Российской империи XVIII – XIX веков, акцентируя внимание на педагогическом дискурсе того времени. Анализируются причины популярности французского языка среди российской аристократии и интеллигенции, а также его влияние на культурное и образовательное развитие страны. Особое внимание уделяется методам преподавания французского языка в учебных заведениях и частных школах, а также роли французских учителей и наставников. В статье также исследуются учебные материалы и пособия, использовавшиеся в процессе обучения, и их адаптация к российским реалиям. Описываются основные трудности, с которыми сталкивались учащиеся, и предлагаются пути их преодоления. Результаты исследования показывают, что знание французского языка было не только показателем высокого социального статуса, но и важным инструментом для профессионального и личностного роста в Российской империи.

Библиографические ссылки

Ачлей А.Г. Битва глобальных проектов. В 3-х ч. Ч. 1: М.: Изд-во Волант, 2011. 237 с.

Буянова А.С., Валегина К.О. Французская педагогическая мысль и образовательные инициативы эпохи Екатерины II // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 2(31). С. 87-95.

Васильев Н.Л., Савина Е.В. Варваризмы в языке А.С. Пушкина // Филологические науки. 2000. № 2. С. 99-105.

Демидовская А.Е. Воспитание и образование во Франции в XVII – начале XVIII века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. С. 100-106.

Загрязкина Т.Ю. Следы Франции в России // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. Сер. 19. № 4. С. 32-45.

Иванская И.В. Причины появление и распространения французской культуры в России в эпоху Петра I // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2006. Вып. 23. С. 42- 47.

Игра Ханова: Способ, играя, выучить детей азбуке. М.: У книгопродавца Ф. Куртенера, 1793. 11 с.

Именной Указ от 24 января 1755. «Об учреждении Московского Университета и двух Гимназий. С приложением Высочайше утвержденного проекта по сему предмету» https://base.garant.ru/55005307/

Клипакова Д.М. Ценность педагогического дискурса в современной образовательной среде // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 178-190.

Колобкова А.А. Грамматико-переводной метод в преподавании французского языка в российских учебных заведениях в XVIII – первой половине XIX века // Управление образованием: теория и практика. 2021. Т. 11. № 4. С. 28-37.

Колобкова А.А. К вопросу об изучении французского языка в российской империи в середине XVIII – начале XIX века // Ценности и смыслы. 2019. № 6(64). С. 118-130.

Колобкова А.А. Первые азбуки и буквари по французскому языку в России XVIII – первой половины XIX века // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 16-22.

Кудрина Ю.В. Александр III и история // Русская история. 2011. № 4(18). С.10-19.

Поспелова Ю.Ю. Педагогический дискурс и его характеристики // Вестник Костромского государственного университета. 2009. № 1. С. 307-310.

Растягаев А.В., Сложеникина Ю.В. «Есть люди остроумные...»: формирование семантической структуры слова остроумие в контексте XVIII в // Язык и культура. 2019. № 45. С. 96-107.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Пер. с фр. М.А. Энгельгардта. Санкт-Петербург: Школа и жизнь, 1912. 491 с.

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12-ти т. Т. 6. Война и мир. Т. 3. Примеч. Л.Д. Опульской. М.: Художественная литература, 1978. 424 с.

Хуторской А.В. Естественное воспитание и обучение Ж.-Ж. Руссо // Школьные технологии. 2010. № 1. С. 75-83.

Яринская А.М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного и исторического анализа // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334. С. 84-87.

Haumant E. La culture française en Russie (1700–1900). P.: Hachette, 1913. 571 p.

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Как цитировать

1.
Колобкова АА. Французский язык в Российской империи в XVIII – XIX веках: педагогический дискурс. УО [Интернет]. 30 март 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(3-2):227–235. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1469

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>