Музыкально-педагогическое моделирование детско-родительских отношений у детей-сирот в рамках программы «Сознательное родительство, радостное материнство» (ретроспективное исследование)
DOI:
https://doi.org/10.25726/r9840-4169-9232-qКлючевые слова:
дети-сироты, Дом ребенка, Детский дом, сознательное родительство, Сонатал-педагогика, музыка материнства и детстваАннотация
В статье рассмотрена проблема социализации и адаптации детей, воспитывающихся в детских домах, детей-сирот и детей из неполных семей, а также проведен поиск путей ее решения на примере внедрения программы «Сознательное родительство, радостное материнство», разработанной в рамках музыкально-педагогической системы гармонизации развития детей Сонатал-педагогики (автор – М.Л. Лазарев) и организованной на базе Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения (КЦПМСС) г. Хабаровска в 2007-2009 годах. Целью работы является создание психолого-педагогических условий для социализации детей-сирот, формирования у них доминанты семьи и семейных ценностей. В статье исследован опыт осуществления программы «Сознательное родительство, радостное материнство». В программе приняли участие дети Домов ребенка и подростки Детских домов в количестве 32 человек. Исследование показало, что программа способствовала изменению мировоззрения у девочек-подростков, формированию и развитию у них новой позитивной модели мира, семьи, отношения к себе как к основателю своего рода, а у детей младшего возраста – улучшению коммуникативных навыков, повышению эмоционального тонуса и улучшению состояния здоровья.
Библиографические ссылки
Ерчева Т.С., Безгубенко М.Г. Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях, к социализации, в том числе к жизни в семье «Сознательное родительство, радостное материнство»: метод. рек. Под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2011. 84 с.
Лазарев М.Л. Метод пренатальной профилактики и оздоровления беременной женщины и плода «Сонатал». Метод. реком. для врачей. Протокол №4 Ученого совета НЦЗД РАМН от 25.04.2012 г. М., 2012. 48 с.
Лазарев М.Л. Методические рекомендации «Когнитивно-соматическая гимнастика для детей грудного и раннего возраста» (метод «Интонинг»). Протокол №4 Ученого совета НЦЗД РАМН от 25.04.2012 г. М., 2012. 25 с.
Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений // М.: Академия. 1997. 376 с.
Лазарев М.Л., Ахмерова Ф.Г., Гурова О.А. Сонатал-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России. Здравоохранение Российской Федерации. 2013, №4. С. 10-14.
Лазарев М.Л. Курс формирования здоровья младших школьников «Цветок здоровья». Методические рекомендации для педагогов (1-й класс). М.: «Мнемозина», 2007. 96 с.
Мид М. Культура и мир детства. Избр. пр. Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; сост. и послесловие И.С. Кона. М.: Наука,1988. 429 с.
Психолого-педагогическая и социально-правовая подготовка и сопровождение замещающих семей: сб. науч. тр. по мат. Кр. науч.-прак. конф., Хабаровск, 20-23 октября 2009 г. Под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2009. 96 с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. С. 369.