Педагогика формирования анатомических и физиологических навыков у детей
DOI:
https://doi.org/10.25726/q3097-5327-4550-pКлючевые слова:
подгузники, туалетные навыки, пищеварительное поведение, метод «Сонатал», метод «Интоника»Аннотация
Сегодня во взглядах отечественных и зарубежных педиатров на вопросы, связанные с воспитанием у детей туалетных навыков, до сих пор нет единства, такого, например, которое достигнуто в схемах лечения большинства заболеваний. Нет единства в понимании этих вопросов и в среде психологов, педагогов, а также у широкой родительской общественности. При этом ни у кого не вызывает сомнения важность данного гигиенического навыка для воспитания здорового ребенка. Можно сказать, что появление подгузников ознаменовало собой новую эру развития человечества – эру создания комфортной среды обитания. С появлением этой эры человечество действительно свободно вздохнуло, освободившись от множества бытовых забот. Матери детей перестали по 10 раз в день стирать пеленки. Это позволило им переключиться на другие дела, в частности, больше времени уделять общению с мужем и ребенком. В этом несомненный плюс подгузников, и здесь они, безусловно, выступают в роли союзников. К сожалению, других аргументов в поддержку подгузников у автора статьи не нашлось. В статье затронуты вопросы, связанные с психофизиологией формирования туалетных навыков у детей младенческого и раннего возраста с позиций отечественной теории функциональных систем П.К. Анохина и К.В. Судакова. Представлены зарубежные и отечественные модели формирования туалетных навыков, результаты исследования представлений российских педагогов о сроках формирования туалетных навыков. Описана методология формирования «пищеварительного поведения» в рамках авторского метода «Сонатал».
Библиографические ссылки
Анохин П.К. Проблемы павловского научного наследства и зарубежная неврология // Архив биол. наук. 1940. Т. 57. Вып.1. С. 79-109.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избр. труды. М., 1978. 201 c.
Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.177 c.
Лазарев М.Л., Денисова О.И. Формирование туалетных навыков у детей из семей общей популяции и семей с высоким социально-экономическим стрессом. Сравнительное исследование // Педиатрическая фармакология. 2015. Т. 12.№ 2. С. 156-165.
Лазарев М.Л. Метод пренатальной профилактики и оздоровления беременной женщины и плода «Сонатал». Методические рекомендации для врачей. Приняты на заседании Ученого совета НЦЗД РАМН. Протокол № 4 от 25.04.2012. М., 2012. 48 с.
Лазарев М.Л. Когнитивно-соматическая гимнастика для детей грудного и раннего возраста (метод «Интонинг»). Методические рекомендации для врачей. Приняты на заседании Ученого совета НЦЗД РАМН. Протокол № 4 от 25.04.2012. М., 2012. 48 с.
Судаков К.В. Теория функциональных систем. Истоки, этапы развития, эксперим. доказательства, общ. постулаты: Посвящ. 50-летию Рос. акад. мед. наук и 100-летию со дня рождения П. К. Анохина. М.: б. и.,1996. С. 34-35.
American Academy of Pediatrics. Guide to Toilet Training. 1st ed. 2003. 224 p.
Brazelton T.B. Instructions, timeliness, and medical influences affecting toilet training // Pediatrics. 1999. Vol.103. pp.1353-1358.
Brazelton T.B., Sparrow J.D. Toilet training the Brazelton way. Cambridge, MA: De Capo Press, 2004.
Mota D.M., Barros A.J.D. Toilet training: methods, parental expectations and associated disfunctions // J. Pediatr, Rio. 2008. Vol. 84. pp. 9-17.
Largo R.H. Does a profound change in toilet training effect development of bowel and bladder control? // Dev.Med.Child Neurol. 1996. Vol. 38. pp.1106-1116.