Дифференцированный подход к обучению английскому языку в неязыковых вузах: стратегии и методы реализации
DOI:
https://doi.org/10.25726/u5117-0029-0576-xКлючевые слова:
дифференцированный подход, обучение английскому языку, неязыковой вуз, профессиональная направленность, индивидуальные особенности, стратегии обучения, методы обученияАннотация
В современных условиях глобализации и интернационализации образования владение английским языком становится неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности выпускников неязыковых вузов. Однако традиционные подходы к обучению английскому языку зачастую не учитывают индивидуальные особенности и потребности студентов, что приводит к снижению мотивации и эффективности учебного процесса. Данная статья посвящена исследованию дифференцированного подхода к обучению английскому языку в неязыковых вузах как одного из наиболее перспективных направлений повышения качества языковой подготовки. Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологических основ и практических рекомендаций по реализации дифференцированного подхода к обучению английскому языку в неязыковых вузах с учетом специфики профессиональной направленности, исходного уровня языковой подготовки и индивидуальных особенностей студентов. Методологическую базу исследования составляют личностно-ориентированный, компетентностный и коммуникативно-деятельностный подходы к обучению иностранным языкам. В работе использованы такие методы, как анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных и педагогический эксперимент. В ходе исследования были разработаны критерии дифференциации обучения английскому языку в неязыковых вузах, включающие профессиональную направленность (технический, экономический, юридический профили), исходный уровень языковой подготовки (элементарный, базовый, продвинутый) и индивидуальные особенности студентов (тип мышления, ведущий канал восприятия информации, стратегии овладения языком). На основе данных критериев были сформированы экспериментальные группы студентов (n=120), в которых апробировались дифференцированные стратегии и методы обучения английскому языку. Результаты исследования свидетельствуют о значительном повышении эффективности обучения английскому языку в экспериментальных группах по сравнению с контрольными. Так, средний показатель успеваемости в экспериментальных группах вырос на 28% (с 67% до 95%), уровень мотивации к изучению английского языка повысился на 32% (с 54% до 86%), а степень удовлетворенности студентов качеством языковой подготовки достигла 94%. При этом наиболее высокие результаты были достигнуты в группах с техническим профилем обучения и продвинутым исходным уровнем языковой подготовки.
Библиографические ссылки
Авдеева Е.Л., Жердева О.Н., Шелкова С.В. Лингводидактические, психолого-педагогические аспекты преподавания иностранного языка с учетом вызовов системы образования в эпоху цифровой экономики: колл. монограф. Москва: Научные технологии, 2019.
Гарипова ГР, Изимариева З.Н. Полимодальность восприятия как фактор повышения успешности овладения иностранным языком // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3(100). C. 117-119.
Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 6. C. 452 - 463.
Гусева Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема. Мир образования - образование в мире. 2018. № 1(69). C. 240-243.
Дебдина Е.Г, Зубанова С.Г. Обучение английскому языку и организация научной работы студентов в формате «дистант» (на примере Московского авиационного института) // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 4. C. 1-17.
Жукова Н.А. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3(76). С. 528.
Зубанова С.Г., Ошкова В.А. Особенности научно-исследовательской работы студентов института иностранных языков в авиационном вузе: к вопросу о сочетании научной и воспитательной работы // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2(99). C. 21-25.
Кошелева И.Н. Оптимизация обучения английской грамматике: от правил к разумному осмыслению // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 201-207.
Левченко В.В., Мещерякова О.В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28). С. 83-88.
Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 8. C. 2627-2632.
Нестерова С.В. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в вузе // Вестник ПНИПУ. Сер. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 2. С. 130.
Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). C. 314-316.
Санакоева З.Г. Эффективные методы и стратегии преподавания иностранных языков в разноуровневых группах // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1(98). C. 62-64.
Фаримова А.А. Мотивация студентов к изучению английского языка // Наука и образование сегодня. 2019. № 10(45). C. 49-51.
Azaryad Shechter D. Overcoming the Grammar Barrier in Foreign Language Learning: The Role of Television Series // Journal of Language and Education. 2018. № 4(2). pp. 92-104.