Коучинг в образовательных организациях в России

Авторы

  • Антон Геннадиевич Дмитриев Университет «Синергия»
  • Андрей Михайлович Картышов Университет «Синергия»

DOI:

https://doi.org/10.25726/j2431-1914-9951-l

Ключевые слова:

коучинг, образовательные организации, педагогический процесс, развитие персонала

Аннотация

Коучинг как эффективный инструмент обучения и развития персонала все более активно начинает интегрироваться в деятельность образовательных организаций Российской Федерации. Однако следует отметить, что характер и степень его использования в настоящее время имеют достаточно фрагментарный и несистематизированный характер. В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений развития образовательного процесса в организациях России является внедрение коучинга. Однако до сих пор отсутствуют систематизированные научные данные о состоянии и перспективах применения данного подхода. Для анализа использовались результаты мониторинга 50 образовательных организаций различных типов в 10 регионах страны, проводившегося в 2019-2021 годах. Были проанализированы программы повышения квалификации педагогических работников, наличие коучей в штате, примеры использования коучинга в учебном процессе. Установлено, что коучинг начинает активно внедряться, однако пока носит локальный характер. Наиболее распространено использование элементов коучинга на уроках. В 20% организаций проводятся тренинги по коучингу для педагогов. В 10% имеются штатные координаторы по развитию коучинга.

Библиографические ссылки

Андреева М.О. Коучинг как профессионально-педагогическая компетентность современного учителя // Региональная школа управления. 2013. № 1. С. 11-14.

Громова Н.В., Дмитриев А.Г. Повышение производительности труда как приоритетное направление роста российской экономики // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2023. № 3. С. 113-118.

Дауни М. Эффективный коучинг. Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы. М.: Добрая книга, 2019.

Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: сб. мат. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (31 октября 2012 г.). Ч. I. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. С. 32-38.

Дмитриев А.Г. Виртуальный коучинг: особенности и технологии // Роль бизнеса в трансформации общества-2023: сб. мат. XVIII Международного конгресса (Москва, 10-14 апреля 2023 г.). М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2023. С. 172-176.

Дмитриев А.Г. Коучинг в управлении компанией // Роль бизнеса в трансформации общества-2022: сб. мат. XVII Междунар. науч. конгр. (Москва, 11-15 апреля 2022 г.). М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2022. С. 181-183.

Дубаков А.В. Организация формирования методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях вуза // Профессиональные компетенции как интегральные качества личности специалиста: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Шадринск: ШГПУ, 2019. С. 20-25.

Дубаков А.В. Развитие методической компетентности учителя иностранного языка в условиях дистанционного курса повышения квалификации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 4. С. 94-98.

Кларин М.В. Новая развивающая практика – коучинг. Новая профессия – коуч // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 71-80.

Кларин М.В. Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 6-12.

Колочева К.Д. Формирование профессионального мастерства молодого педагога с применением коучинговой технологии // Инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2020. С. 155-160.

Колочева К.Д., Савенкова Е.В. О программе повышения профессионального мастерства молодого педагога на основе коучинговой технологии // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: сб. мат. VI Междунар. конф. (Москва, 22-23 апреля 2021 г.). М.: МПГУ, 2021. С. 197-202.

Лобанова Е.С. Технология коучинг как метод повышения эффективности процесса обучения иностранному языку студентов вузов: сборник // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, литературоведения, лексикографии, теории и практики обучения иностранным языкам (к юбилею Дж.Р.Р. Толкина): сб. мат. Междунар. науч. конф. 2017. С. 173-175.

Малинин В.А., Повшедная Ф.В., Пугачев А.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1(38). С. 2.

Никулина Н.Н., Березина С.В., Ушаков И.И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 165-169.

Осипова О.П., Савенкова Е.В., Шклярова О.А. Транспрофессионализм как ресурс в системе подготовки менеджеров образования в педагогическом вузе // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. С. 58-68.

Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15. Вып. 2. С. 420-435

Скрипова Н.Е., Бабухина А.В. Коучинг как развивающая практика повышения квалификации в контексте организации инклюзивного образования // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5(130). С. 173-176.

Чечель И.Д., Потемкина Т.В. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 3(15). С. 97-107.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Дмитриев АГ, Картышов АМ. Коучинг в образовательных организациях в России. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(1-2):64-71. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1293

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)