Формирование универсального учебного действия «знаково-символическое моделирование» при помощи опорных конспектов на уроках предмета «окружающий мир»
DOI:
https://doi.org/10.25726/t0003-7590-5571-mКлючевые слова:
знаково-символическое моделирование, опорный конспект, младший школьник, окружающий мирАннотация
Важнейшей задачей современной начальной школы является развитие личности через формирование универсальных учебных действий (далее –УУД), которые выступают основой образовательного процесса. Особую группу УУД составляют знаково-символические действия. На уровне начального образования основным показателем развития знаково-символических УУД становится овладение моделированием. Знаково-символическое моделирование связано с преобразованием объекта из чувственной формы в модель, где выделены его существенные характеристики. Одной из главных задач обучения в процессе изучения предмета «окружающий мир» является умение младших школьников работать с моделью, преобразовывать ее с целью изучения общих свойств изучаемых понятий. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для обучающихся, так как выделяются самими детьми в их собственном действии – моделировании. В статье рассматривается проблема формирования универсального учебного действия «знаково-символическое моделирование» при помощи опорных конспектов на уроках предмета «окружающий мир».
Библиографические ссылки
Адаскина А.А., Девятко С.В. Диагностика овладения знаково-символическими средствами как показатель метапредметных образовательных результатов младших школьников // Современное образование. 2019. № 1. С. 1-11.
Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: 2004. 278 с.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А.М.. М.: Советская энциклопедия, 1993. 1632 с.
Васильева О.А. Методика использования системы опорных конспектов на уроках географии // Вестник науки и образования. 2022. № 2(122). Часть 2. С. 59-62.
Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.160 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. Ярошевского М.Г. М.: Педагогика, 1984. 400 с. 7. Ганеев Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учебн. пособие. Екатеринбург: Урал. пед. ин-т., 1997. 102 с.
Глазунов С.А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования // Научные исследования в образовании. 2007. № 3.
Глотова Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990. 256 с.
Егорова И.В. Использование опорных конспектов на уроках природоведения в начальной школе (Раздел «Живая природа») // Начальная школа: плюс/минус. 2001. № 7. С. 60-65.
Калмыкова Н.В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации // Молодой ученый. 2015. №11. С.53-58.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя. М.: Баласс, 2012. 96 с.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=382735
Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 12.02.2023).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. https://edsoo.ru/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya.htm (дата обращения 14.03.2023).
Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.136 с.
Сапогова Е.Е. Моделирование как этап знаково-символической деятельности дошкольника // Вопросы психологии, 1995. С. 26-31.
Смирнов А.В. Актуальность использования системы В.Ф. Шаталова в ВУЗЕ // Известия самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т.12. № 5(3). С. 648-652.
Снегирева Т.В. Опорный конспект как средство интенсификации учебного процесса. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=27902 (дата обращения: 07.12.2022)
Современный толковый словарь русского языка // Современный толковый словарь. – БСЭ – 2003. URL: http://www.moderndictionary.ru/term/МОДЕЛИРОВАНИЕ (дата обращения: 31.11.2022)
Тонких А.П. Метод моделирования в курсе математики факультетов подготовки учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2002. № 1. С. 54-63.
Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
Шамоева Л.И. Использование опорных сигналов на уроках в начальной школе. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-opornih-signalov-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-2182766.html (дата обращения: 20.04.2023)
Шершнев Р.Ю., Юшко Г.Н. Схемно-знаковые опорные единицы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся // Челябинский гуманитарий. 2010. № 4 (13). С. 73-78.
Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 302 с.