Formation of the universal educational action «sign-symbolic modeling» with the help of reference notes in the lessons of the subject «the world»
DOI:
https://doi.org/10.25726/t0003-7590-5571-mKeywords:
sign-symbolic modeling, reference notes, junior schoolchild, the world aroundAbstract
The most important task of a modern elementary school is the development of a personality through the formation of universal educational activities (hereinafter referred to as UUD), which are the basis of the educational process. Significant-symbolic actions constitute a special group of UUD. At the level of primary education, the mastery of modeling becomes the main indicator of the development of sign-symbolic UUD. Sign-symbolic modeling is associated with the transformation of an object from a sensual form into a model, where its essential characteristics are highlighted. One of the main tasks of learning in the process of studying the subject "the world around us" is the ability of younger students to work with the model, transform it in order to study the general properties of the concepts being studied. The essential features and connections fixed in the model become clear to the students, as they are distinguished by the children themselves in their own action - modeling. The article deals with the problem of forming a universal educational action «sign-symbolic modeling» with the help of reference notes in the lessons of the subject «the world around us».
References
Адаскина А.А., Девятко С.В. Диагностика овладения знаково-символическими средствами как показатель метапредметных образовательных результатов младших школьников // Современное образование. 2019. № 1. С. 1-11.
Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: 2004. 278 с.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А.М.. М.: Советская энциклопедия, 1993. 1632 с.
Васильева О.А. Методика использования системы опорных конспектов на уроках географии // Вестник науки и образования. 2022. № 2(122). Часть 2. С. 59-62.
Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.160 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. Ярошевского М.Г. М.: Педагогика, 1984. 400 с. 7. Ганеев Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учебн. пособие. Екатеринбург: Урал. пед. ин-т., 1997. 102 с.
Глазунов С.А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования // Научные исследования в образовании. 2007. № 3.
Глотова Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990. 256 с.
Егорова И.В. Использование опорных конспектов на уроках природоведения в начальной школе (Раздел «Живая природа») // Начальная школа: плюс/минус. 2001. № 7. С. 60-65.
Калмыкова Н.В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации // Молодой ученый. 2015. №11. С.53-58.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя. М.: Баласс, 2012. 96 с.
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=382735
Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 12.02.2023).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. https://edsoo.ru/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya.htm (дата обращения 14.03.2023).
Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.136 с.
Сапогова Е.Е. Моделирование как этап знаково-символической деятельности дошкольника // Вопросы психологии, 1995. С. 26-31.
Смирнов А.В. Актуальность использования системы В.Ф. Шаталова в ВУЗЕ // Известия самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т.12. № 5(3). С. 648-652.
Снегирева Т.В. Опорный конспект как средство интенсификации учебного процесса. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=27902 (дата обращения: 07.12.2022)
Современный толковый словарь русского языка // Современный толковый словарь. – БСЭ – 2003. URL: http://www.moderndictionary.ru/term/МОДЕЛИРОВАНИЕ (дата обращения: 31.11.2022)
Тонких А.П. Метод моделирования в курсе математики факультетов подготовки учителей начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2002. № 1. С. 54-63.
Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
Шамоева Л.И. Использование опорных сигналов на уроках в начальной школе. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-opornih-signalov-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-2182766.html (дата обращения: 20.04.2023)
Шершнев Р.Ю., Юшко Г.Н. Схемно-знаковые опорные единицы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся // Челябинский гуманитарий. 2010. № 4 (13). С. 73-78.
Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 302 с.