Инновационные стратегии формирования метакогнитивных навыков у студентов в условиях цифровой трансформации высшего образования

Авторы

  • Петимат Халидовна Альмурзаева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Зарина Адамовна Алтамирова Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

метакогнитивные навыки, цифровая трансформация, высшее образование, инновационные образовательные стратегии, электронное портфолио, интерактивный дневник, адаптивная обратная связь.

Аннотация

В условиях стремительной цифровизации системы высшего образования особую значимость приобретает проблема развития метакогнитивных навыков у студентов. Анализ современной научной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности теоретических и прикладных аспектов данного вопроса. Цель исследования - разработка и апробация инновационных стратегий формирования метакогнитивных навыков у студентов в контексте цифровой трансформации вузов. Исследование опирается на интеграцию компетентностного, деятельностного и метакогнитивного подходов. Эмпирическая часть работы включала педагогический эксперимент (n=120), анкетирование, тестирование, статистическую обработку данных (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни). Выявлены три ключевые стратегии развития метакогнитивных навыков в цифровой образовательной среде: 1) рефлексивное электронное портфолио; 2) интерактивные метакогнитивные дневники; 3) адаптивные системы обратной связи. Экспериментально доказана их эффективность (p<0,01). Полученные результаты вносят значимый вклад в теорию и методику профессионального образования. Предложенные стратегии могут найти широкое применение в практике вузов. Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением долгосрочных эффектов применения данных стратегий.

Библиографические ссылки

Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инновационные технологии обучения в высшей школе // Психология в вузе. 2019. № 2. С. 9-24.

Антипенко О.Е. Метакогнитивные стратегии в структуре учебной деятельности студентов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: «Педагогические науки». 2018. № 15. С. 21-26.

Бызова В.М., Перикова Е.И. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. № 1. С. 22-38.

Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных изменений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2019. Т. 9. №. 3. С. 35-50.

Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 468 с.

Формирование метапредметных компетенций студентов в системе высшего образования: колл. моногр. Под ред. Н.П. Ходаковой. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. 172 с.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б., Поддубный Н.В. Теоретико-методологические основы метакогнитивного мониторинга образовательной деятельности в вузе // Российский психологический журнал. 2017. Т. 10. № 2. С. 60-73.

Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry // American рsychologist. 1979. Vol. 34. pp. 906-911.

Hsu Y.S., Wang C.Y., Zhang W.X. Supporting technology-enhanced inquiry through metacognitive and cognitive prompts: Sequential analysis of metacognitive actions in response to mixed prompts // Computers in human behavior. 2017. Vol. 72. pp. 701-712.

Meijer J., Veenman M.V.J., van Hout-Wolters B.H.A.M. Multi-domain, multi-method measures of metacognitive activity: what is all the fuss about metacognition … indeed? // Research papers in education. 2012. Vol. 27. No. 5. pp. 597-627.

Schraw G., Dennison R.S. Assessing metacognitive awareness // Contemporary educational psychology. 1994. Vol. 19. № 4. рp. 460-475.

Sellen A.J., Louie G., Harris J.E., Wilkins A.J. What brings intentions to mind? An in situ study of prospective memory // Memory. 1997. Vol. 5. № 4. рp. 483-507.

Tobias S., Everson H.T. Knowing What you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring. Washington: College Entrance Examination Board, 2002. 24 p.

Veenman M.V.J. Learning to self-monitor and self-regulate // Handbook of research on learning and instruction. Eds. by R. Mayer, P. Alexander. NY: Routledge, 2011. pp. 197-218.

Young A., Fry J.D. Metacognitive awareness and academic achievement in college students // Journal of the scholarship of teaching and learning. 2008. Vol. 8. № 2. pp. 1-10

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Альмурзаева ПХ, Алтамирова ЗА. Инновационные стратегии формирования метакогнитивных навыков у студентов в условиях цифровой трансформации высшего образования. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):80-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1668

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)