Трансформация методологии изучения иностранных языков в контексте цифровизации: экспериментальное исследование на базе университетов Чеченской республики
Ключевые слова:
изучение иностранных языков, цифровизация образования, экспериментальная лингводидактика, университеты Чеченской Республики, инновационные технологии обученияАннотация
Данная статья посвящена анализу трансформации методологии изучения иностранных языков в условиях цифровизации образовательного процесса. На основе экспериментального исследования, проведенного в ряде университетов Чеченской Республики (n=178), изучено влияние инновационных цифровых инструментов на эффективность освоения языковых компетенций. Применяя комплекс качественных и количественных методов, включая опрос, тестирование, статистический анализ, выявлены значимые различия в результатах экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп. В ЭГ зафиксировано повышение уровня владения иностранным языком на 24,6% (p<0,01), мотивации к изучению – на 31,2% (p<0,01). Прирост объема активного словарного запаса в ЭГ составил в среднем 546 лексических единиц против 217 в КГ (p<0,01). Определены ключевые факторы эффективности цифровых технологий в языковом образовании: интерактивность, адаптивность, мультимодальность. Полученные результаты вносят вклад в развитие методологии преподавания иностранных языков, открывают перспективы для дальнейших междисциплинарных исследований на стыке лингвистики, педагогики и информационных технологий.
Библиографические ссылки
Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития устных видов речевой деятельности: английский язык, неязыковой вуз: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2019.
Азимов Э.Г. Использование компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному: уч. пос. М.: Русский язык, 2004. 128 с.
Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: уч. пос. М.: Наука, 2014. 216 с.
Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 110-114.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004. 192 с.
Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2012.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: уч. пос. М.: Глосса-Пресс, 2010. 182 с.
Тарева Е.Г. Межкультурное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики. М.: Логос, 2014. 232 с.
Халяпина Л.П. Информационно-коммуникационные технологии: современная методология обучения иностранным языкам в вузах неязыкового профиля: монография. М.: Вузовский учебник; Инфра-М, 2015. 146 с.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: уч. пос. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
Blake R. Technology and the four skills // Language learning & technology. 2016. № 20(2). pp. 129-142.
Burston J. The future of foreign language instructional technology: BYOD MALL // Language learning technologies. 2017. Vol. 21. № 3. pp. 10-25.
Kern R. Technology as pharmakon: The promise and perils of the internet for foreign language education // The modern language journal. 2014. Vol. 98. № 1. pp. 340-357.
Reinders H., White C. 20 years of autonomy and technology: how far have we come and where to next? // Language learning & technology. 2016. № 20(2). pp. 143-154.
Stockwell G. Technological diversity in language learning // The handbook of language teaching. 2019. pp. 500-516.
