Дидактическая игра как средство формирования профессиональной компетентности студентов

Авторы

  • Петимат Халидовна Альмурзаева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Аза Абдулвахидовна Яхъяева Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/x4827-5516-9483-f

Ключевые слова:

дидактическая игра, формирование профессиональной компетентности, студент, высшее образование

Аннотация

В настоящее время вопросы формирования профессиональной компетентности студентов являются одними из наиболее актуальных в педагогической науке. Дидактическая игра как активный метод обучения способствует более глубокому освоению учебного материала и развитию навыков будущей профессии. Был проведен эксперимент на базе вузов Чеченской Республики, механики и оптики с целью оценки эффективности использования дидактических игр в обучении. В эксперименте приняли участие 60 студентов первого курса факультета прикладной математики. Студенты были разделены на 2 группы, экспериментальная группа обучалась с применением дидактических игр, контрольная – по традиционной методике. Было установлено, что использование дидактических игр значительно повысило уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов. Средний балл по итоговому контролю в экспериментальной группе составил 89 баллов против 78 баллов в контрольной, что свидетельствует об эффективности предлагаемого подхода. Следует также подчеркнуть, что выбор конкретного типа дидактической игры должен осуществляться целенаправленно в зависимости от формируемых компетенций. Так, если целью является отработка практических навыков, эффективны ролевые и деловые игры. Для закрепления теоретических знаний целесообразно использовать игры интеллектуального типа.

Библиографические ссылки

Авдеева И.Ю., Ланина С.Ю. Квест-игра как одна из форм адаптационного мероприятия для студентов первого курса учреждений СПО // Вопросы педагогики. 2021. № 12-1. С. 18-21.

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Икар, 2009. 448 с.

Андрюнина А.С., Тимуркаева А.Р. Развитие познавательного интереса у младших школьников квест-играми // Мир, открытый детству: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), отв. ред. Е.В. Коротаева. Екатеринбург, 2021. С. 138-142.

Антипова И.А., Сидорова О.Ю. Применение образовательного квеста как формы контроля на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022 Т. 7. № 1. С. 31-37.

Виштак Н.М., Лебедева Я.В. Геймификация дополнительного образования // Актуальные тренды в современном образовании: сборник трудов научных трудов. Саратов. 2022. С. 129-132.

Гордиянова Г.В. Развитие образовательной самостоятельности студентов в нелинейном образовательном процессе вуза: дис. канд. пед. наук. Омск, 2016. 171 с.

Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация компетентностного подхода в вузе // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы : сборник материалов: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических учебных заведений: программы учебных дисциплин, специальных курсов и семинаров для студентов педагогических вузов и колледжей, обеспечивающие подготовку к работе по Образовательной системе "Школа 2100". Москва: ООО "Баласс"; Издательский Дом РАО, 2007. С. 36-39.

Демиденко Т.Г., Чистякова Н.А. Реализация интерактивного компонента в процессе практикоориентированного преподавания гуманитарных дисциплин // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 7(65). С. 32-38. DOI 10.25726/z2237-5269-6534-k. EDN MCHYVV.

Докучаева Т.А., Желнова Е.С. Урок-квест как инновационная педагогическая технология на уроках английского языка // Цифровая наука. 2020. № 9. С. 46-58.

Долгачев В.А., Виштак О.В. Использование игровых приложений в дополнительном образовании // Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. Балаково, 2021. С. 237-242.

Иванова Н.В., Киселева Е.А., Самцова А.Д. Развивающий потенциал квест-технологии для учащихся начальной школы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. С.129-137.

Исаева Н.В., Чирич И.В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 3. С. 56-63.

Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. М., 2009. 480 с.

Лебедева К.С. Становление образовательной самостоятельности обучающихся: автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2020. 24 с.

Макарова Н.В. Игровые технологии обучения на занятиях в высшей школе // Проблемы современного образования. 2021. №4. С. 230-249.

Ручица Т.С. Использование игровых технологий в подготовке педагогов дополнительного образования // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С.113-118.

Хуторский А.В. Методологические основания применения компетентносного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С.85-90.

Царапкина Ю.М., Якубова Э.Ю. Использование технологии «веб-квест» в профессиональном самоопределении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 4. С.373-381.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Альмурзаева ПХ, Яхъяева АА. Дидактическая игра как средство формирования профессиональной компетентности студентов. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 1 ноябрь 2024 г.];13(12-2):102-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1205

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)