Применение принципов коммуникативно-когнитивного подхода при обучении учащихся грамматике английского языка
Ключевые слова:
коммуникативно-когнитивный подход, грамматическая компетенция, сознательность, ситуативность, лингводидактика, личностно-деятельностное обучениеАннотация
Данная статья посвящена применению принципов коммуникативно-когнитивного подхода при обучении учащихся грамматике английского языка. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов формирования грамматической компетенции в условиях коммуникативно-ориентированного обучения. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику развития грамматических навыков на основе интеграции коммуникативных и когнитивных стратегий. Методологическую базу составили положения коммуникативно-когнитивной лингводидактики, концепция сознательности и ситуативности обучения. Использовались методы моделирования, педагогического эксперимента, тестирования, статистической обработки данных. В ходе опытного обучения (n=50) доказана эффективность разработанной методики: в экспериментальной группе достигнут значимо более высокий уровень сформированности грамматических навыков (средний балл 4,2 против 3,6 в контрольной; p<0,05). Качественный анализ показал, что предложенные приемы способствуют осознанному усвоению грамматических структур, развитию лингвистического мышления, активизации речемыслительной деятельности учащихся. Сделан вывод о целесообразности комплексного использования коммуникативных и когнитивных технологий при обучении грамматической стороне речи. Практическая значимость исследования связана с возможностью внедрения его результатов в массовую школьную практику. Перспективы дальнейшей разработки проблемы автор видит в создании универсальной коммуникативно-когнитивной модели формирования языковой компетенции учащихся.
Библиографические ссылки
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 2012. 567 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2009. 333 с.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: БЛИЦ, 2001. 224 с.
Кубрякова Е.С. Язык и знание. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
Миролюбов А.А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеучебных умений // Иностранные языки в школе. 2011. № 7. С. 11-17.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1975. 252 с.
Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. 478 с.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
Щепилова А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 4-11.
Doughty C., Williams J. Focus on form in classroom second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 301 p.
Hinkel E., Fotos S. New perspectives on grammar teaching in second language classrooms. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2002. 268 p.
Larsen-Freeman D. Teaching language: From grammar to grammaring. Boston: Thomson/Heinle, 2003. 170 p.