Игры здоровья как педагогическая технология выявления функционального профиля личности ребенка
Ключевые слова:
Игры здоровья. Здравиада. Тест «ЗДРАВИК». Функционально-интеллектуальный профиль личности. Доминанта здорового поведения. Рекорды здоровьяАннотация
В статье рассматривается проблема комплексной экспресс – оценки психического и физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представлена педагогическая технология - Игры здоровья (Здравиада), с использование экспресс-теста «Здравик», позволяющая оценивать динамику развития основных функционально-интеллектуальных сфер детского организма. Описана концепция «Юные учителя здоровья», направленная на создание доверительной здоровьеобразующей среды, в которой принимают участие все представители педагогической триады «ребенок-родитель-педагог». В статье представлен фрагмент исследования, проведенный в 2023-2024 годах в школе №20 г. Южно-Сахалинска. Полученные в ходе проведения Игр здоровья данные позволяют выявлять определенные особенности развития детей (функционально-интеллектуальный профиль личности): музыкальные, вербальные, познавательные и двигательные способности, а также оценивать уровень их здоровья.
Библиографические ссылки
Блохина Н.С. Параздравиада как пример инклюзивного подхода к оздоровлению детей с особенностями развития. Материалы международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Москва, 2011. С.110-112.
Говард Гарднер. Структура разума: теория множественного интеллекта = Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence. М.: «Вильямс», 2007. 512с.
Голубева Г.Н., Нурмухаметова Г.Ф. анализ параметров двигательной активности в экспериментальных ДОУ // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. Т.2. №3. С. 30-39.
Громова Д.Б., Хоркина Н.А. Взаимосвязь индекса массы тела и удовлетворенности жизнью взрослых россиян // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. Т. 69. № 1-5. С. 33.
Дворкин Л.С. Особенности функциональной подготовленности школьников 5 класса на основе интервальной тренировки // Современные вопросы биомедицины. 2021. Том 5. №4. С. 294-301.
Залманов А. Тайная мудрость человеческого организма. М.: Молодая гвардия. Дидакт, 1991. С. 46.
Кацуба И.А. Особенности развития певческого дыхания в игровой форме на уроках музыки в школе. // Молодой ученый. 2021. № 47 (389). С. 386-387.
Кирнарская Д.К.. Исследование интонационного слуха в структуре одаренности // Вестник КемГУКИ. 2020. № 50. С. 106-110.
Козловский А.А., Тимощенко Е.Н., Грибанов А.В. Оценка здоровья детей школьного возраста // Российский педиатрический журнал. 2022. № 3(1). С. 153.
Корольков А.Р. Особенности адаптации и толерантности к гипоксии у студентов-спортсменов различных специализаций по данным гипоксической пробы Генчи и сатурации гемоглобина крови кислородом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 5 (195). С. 178-184.
Косенко В.В. Оценка кардио-респираторного статуса студентов педагогического ВУЗа с использованием пробы Лазарева. Физическая культура и спорт: Современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития / Материалы Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания (факультета) института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ. Москва, 2022. С. 96-100.
Лагова В.О. Детские игры здоровья – «Здравиада». Материалы международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Москва, 20117 С.107-110.
Лазарев М.Л. Программа курса формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!» .: «Мнемозина», 2004. 38 с.
Мокашева Е.Н. Быстрая оценка показателей сердечно-сосудистой системы с помощью кардиореспираторных индексов // Успехи современной биологии. 2023. T. 143. № 2. С. 131-137.
Морозов А.Б. Биологическая обратная связь. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. Наука и просвещение. 2022. С.15-19.
Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений. Приказ Минобразования РФ № 104 от 17.01.03.
Попов В.И., Настаушева Т.Л., Жданова О.А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. № 65(3). С. 238-244.
Разумов А.Н. Здоровое и гармоничное детство — фундамент концепции «Здоровье здоровых» // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2024. Т. 101. № 2. С. 40-45.
Ройблат О.В. Тест «Здравик» как метод экспресс-мониторинга развития детей дошкольного возраста. Материалы международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Москва, 2011. С.117-119.
Сазонова О.В., Хамцова Р.В., Гаврюшин М.Ю., Абдалова С.Р. Роль физического развития в оценке школьной зрелости // Научное обозрение. Медицинские науки. 2022. № 6. С. 76-81.,
Сумарокова В.А. К вопросу об объеме вербальной памяти школьников // Вестник университета Российской академии образования. 2017. №5. С. 45-48.
Филимонова О.И., Лазарев М.Л. Непрерывный мониторинг развития детей от 0 до 7 лет в рамках программы «Здравствуй!». Материалы международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся». Москва, 2011. С.115-117.
Филимонова С.И. Типология скоростно-силовой выносливости на основе генетических исследований студенческих команд в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2022. №3. С. 11-13.
Фролова О.А., Тафеева Е.А., Лядова И.В. Индекс массы тела как показатель, формирующий качество жизни женщин трудоспособного возраста // Медицина труда и промышленная экология. 2019. № 59 (9). С. 796.
Экспресс-тестирование развития ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов (тест «Здравик»). Разрешение на применение новой медицинской технологии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. ФС № 2011/395 от 13.12.2011г.