Гомеостатический подход в педагогике
DOI:
https://doi.org/10.25726/i8393-1908-3043-bКлючевые слова:
образовательная среда, гомеостатический подход, проектированиеАннотация
Статья рассматривает возможность использования общенаучного гомеостатического подхода к решению проблемы оптимизации управления в социальных системах, к которым принадлежит и образование. Гомеостатика, как кибернетическая наука, отвечает на вопросы: чем можно и нужно управлять, имея дело с самоорганизующимися системами; как выбирать оптимальное направление развития из возможного разнообразия; когда можно «отпустить» саморазвивающиеся процессы на «самотек». То есть, гомеостатика является не только теоретической, но и прикладной наукой. Автор считает, что перспективным является применение гомеостатического подхода при проектировании образовательной среды. Такая образовательная среда может приобрести свойства вариативности и адаптивности, стать развивающей и развивающейся, доступной и здоровьесберегающей – решающей основное противоречие образовательного процесса: между характером управления учебой ребенка со стороны системы обучения и характером ее непроизвольной саморегуляции со стороны организма. Это ключевое противоречие, превращаясь в противоположность, выступает основным механизмом дидактогенного ухудшения здоровья школьников. Сформулированы принципы проектирования образовательной среды на основе гомеостатики.
Библиографические ссылки
Гомеостатика природных, социальных и технических систем: Сб.н.тр. – Иркутск: Изд-во СЭИ, 2000. 280 с.
Дзятковская Е.Н. Коррекция организации ментальных структур ребенка как средство профилактики и реабилитации. Дисс… д.б.н.. Иркутск,1998. 360 с.
Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. М.: Экология и образование, 2015. 320 с.
Дзятковская Е.Н. Учебная культура как фактор информационной безопасности жизнедеятельности. Москва: Экология и образование, 2012. 182 с.
Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство // Педагогическое образование и наука. 2002. № 3. С. 72-74.
Andersson-Hall, U., Joelsson, L., Svedin, P., Mallard, C., & Holmäng, A. (2021). Growth-differentiation-factor 15 levels in obese and healthy pregnancies: Relation to insulin resistance and insulin secretory function. Clinical Endocrinology, 95(1), 92–100. https://doi.org/10.1111/cen.14433
Badenhorst, E., Mamede, S., Abrahams, A., Bugarith, K., Cilliers, F., Gordon, C., … Schmidt, H. G. (2021). What happens to misunderstandings of biomedical concepts across a medical curriculum? Advances in Physiology Education, 45(3), 526–537. https://doi.org/10.1152/ADVAN.00203.2020
Cho, S. M. J., Lee, J. H., Shim, J.-S., Yeom, H., Lee, S. J., Jeon, Y. W., & Kim, H. C. (2020). Effect of smartphone-based lifestyle coaching app on community-dwelling population with moderate metabolic abnormalities: Randomized controlled trial. Journal of Medical Internet Research, 22(10). https://doi.org/10.2196/17435
Cordellat, A., Padilla, B., Grattarola, P., García-Lucerga, C., Crehuá-Gaudiza, E., Núñez, F., … Blasco-Lafarga, C. (2020). Multicomponent exercise training combined with nutritional counselling improves physical function, biochemical and anthropometric profiles in obese children: A pilot study. Nutrients, 12(9), 1–15. https://doi.org/10.3390/nu12092723
Floras, J. S. (2021). The 2021 Carl Ludwig Lecture. Unsympathetic autonomic regulation in heart failure: Patient-inspired insights. American Journal of Physiology - Regulatory Integrative and Comparative Physiology, 321(3), R338–R351. https://doi.org/10.1152/ajpregu.00143.2021
Munneke, A. G., Lumens, J., & Delhaas, T. (2021). Cardiovascular fetal-to-neonatal transition: an in silico model. Pediatric Research. https://doi.org/10.1038/s41390-021-01401-0
Ong, H. S., Lim, C. S., Constance Png, A.-L., Kong, J. W., & Peh, A. L. H. (2021). Chronobiology and the case for sleep health interventions in the community. Singapore Medical Journal, 62(5), 220–224. https://doi.org/10.11622/smedj.2021058
Pikkarainen, E. (2021). Education, consciousness and negative feedback: Towards the renewal of modern philosophy of education. Philosophies, 6(2). https://doi.org/10.3390/philosophies6020025
Scarfe, A. C. (2021). Education as an Evolutionary Phenomenon: Huxley, Waddington, and the Foundational Importance of Ethics. Interchange, 52(2), 133–165. https://doi.org/10.1007/s10780-021-09433-5
Sharman, R., & Illingworth, G. (2020). Adolescent sleep and school performance — the problem of sleepy teenagers. Current Opinion in Physiology, 15, 23–28. https://doi.org/10.1016/j.cophys.2019.11.006