На что направлен здоровьесберегающий урок?
DOI:
https://doi.org/10.25726/o1133-6069-4847-sКлючевые слова:
урок, здоровьесбережение, ресурс здоровья, адаптация, компенсация, биопсихосоциальная модельАннотация
За последние несколько столетий в культуре накопились многочисленные научные факты в области педагогики, физиологии, медицины, гигиены, психогигиены, психологии и нейропсихологии, которые могут быть важны для конструирования здоровьесберегающего школьного урока: его педагогических целей, методологических оснований, содержания, методов, форм, контроля результатов. Статья посвящена ключевому вопросу конструирования здоровьесберегающего урока, а именно, его объекту: на что должен быть направлен здоровьесберегающий урок? При всей кажущейся очевидности ответа автор доказывает, что современные представления о биопсихосоциальной природе здоровья еще не нашли отражения в педагогической науке, равно как и понимание здоровья как образовательного продукта. В статье рассматривается разработанный автором в Научном центре проблем здоровья семьи и репродукции человека Российской академии медицинских наук ресурсный подход к здоровью обучающихся на уроке. На основе представлений о системно-деятельностном подходе и универсальных учебных действиях классифицированы личностные, интеллектуальные, психоэмоциональные, физические, социокультурные ресурсы здоровья. Дается представление об интегральных ресурсах здоровья ребенка в условиях учебных нагрузок. Доказывается, что именно образование, а не медицина, обладает возможностями оптимизировать функционирование и созревание центральных регуляторных систем организма ребенка, определяющих состояние его здоровья. В статье рассматриваются типичные ошибки, допускаемые школой в области здоровьесбережения школьников при его ограничении гигиеническими мероприятиями, не учитывающими возможности образовательного процесса по формированию разноуровневых ресурсов здоровья ребенка педагогическими средствами.
Библиографические ссылки
Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенёва А.П. Функциональные резервы организма и теория адаптации // Вестник восстановительной медицины. М.: Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии, 2004. № 3(9). С. 4-11.
Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Под ред. К.В. Судакова // Системные аспекты психической деятельности. М.: URSS. 1999. 272 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Юрайт, 2024. 332 с.
Дзятковская Е.Н. Коррекция организации ментальных структур ребенка как принцип профилактики и реабилитации: автореф. дис. ... д-р биол. н.: 14.00.16. Иркутск, 1998. 30 с.
Дзятковская Е.Н. Учебная культура как фактор информационной безопасности жизнедеятельности. М.: Образование и экология, 2012. 200 с.
Колесникова Л.И., Дзятковская Е.Н., Долгих В.В., Поляков В.М., Рычкова Л.В. Адаптивноразвивающая стратегия сохранения здоровья школьников: моногр. М.: Литтера, 2015. 240 с.
Коменский Я.Л. Избранные педагогические произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 316-382.
Корчак Я. Как любить ребенка. М.: АСТ, 2023. 576 с.
Меерсон Ф.З. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца: моногр. М.: Медицина, 1984. 272 с.
Мерлин В.С. Очерк интегральной индивидуальности. Под ред. и с предисл. Е.А. Климова. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3 т. Т.З. М.,1965. С. 216.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычёва Е.В., Володина Е.А., Бейлина Е.Б., Мокеева М.М., Лозинский А.С. Адаптационные резервы организма учащихся в условиях многофакторного воздействия образовательной среды. Оренбург: Изд-во ОрГМА, 2010. 268 с.
Слабинский В.Ю., Воищева Н.М., Незнанов Н.Г., Никифоров Г.С., Ульянов И.Г. Психологические особенности реактивного, активного и проактивного типов совладающего поведения: уровневый подход // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2019. Том 10. №3. С. 539-545.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 5. С.428.
Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. 40 лет биопсихосоциальной модели: что нового? // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 4. С. 8-31.
Юбилейный доклад Римского клуба, 2017 // https://www.planet-kob.ru/articles/6832