Непрерывность опережающей социализации молодежи в общество будущего

Авторы

  • Елена Николаевна Дзятковская Институт стратегии развития образования
  • Анатолий Никифорович Захлебный Институт стратегии развития образования
  • Вега Вадимовна Пустовалова МАУ "Информационно-методический центр"

DOI:

https://doi.org/10.25726/w9476-6103-5118-j

Ключевые слова:

опережающая (предвосхищающая) социализация, устойчивое развитие общества, преемственность, «зеленая аксиома»

Аннотация

В статье дано определение опережающей (предвосхищающей) социализации как освоения
взглядов, правил, норм, стиля и ценностей социальной группы, общества, к которому человек не принадлежит, но стремится, хотел бы принадлежать. Рассматривается возможность пробы, репетиции нового социального взаимодействия, примерки социальных ролей и социальных отношений в свете общепланетарных стратегических задач устойчивого развития. Обосновывается, что центральной онтологической, аксиологической и праксиологической категорией опережающей социализации для устойчивого развития выступает экологический императив (Н.Н. Моисеев), который ориентирует на кардинальные изменения отношения человека к природе, переосмысление и перепроектирование
своего образа жизни, формирование экологически ответственного мировоззрения и ценностей. Ставится проблема непрерывности, опережающей социализация молодежи, формирования умений предвидеть, прогнозировать свою будущую жизнь, осуществлять «пробы» изменения своего отношения и поведения, создавать «черновик» вариативных жизненных сценариев, осуществлять их реальный поиск. В качестве
средств обеспечения непрерывности опережающей социализации рассматривается регенеративное образование, ориентированное на формирование у молодежи основ культуры устойчивого развития с опорой на преемственность языковой картины мира, включающей новые концептуальные метафоры,
отражающие ключевые категории устойчивого развития и базовые архетипические культурные
концепты.

Библиографические ссылки

Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная теория концептуальной метафоры: американский и европейский варианты // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 1–2. С. 10–22.

Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. Зеленая аксиома. Трансдисциплинарность: монография. Москва, 2015. 320 с.

Дзятковская Е.Н., Пустовалова В.В. Дидактическое обеспечение непрерывности экологической составляющей учебных предметов // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 2 (26). − DOI: 10.15393/j5.art.2019.4664

Дзятковская Е.Н., Якунина И.Н. Метафорическая картина мира как фактор социализации молодежи // Ценности и смыслы. 2018. №6. С.114-129.

Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры / пер. с англ. А.Д. Шмелева // Теория метафоры: сб. М.: Прогресс, 1990. С. 358–386.

Мардахаев Л. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва: Российский государственный социальный университет, 2016. – С. 364. ISBN 978-5-7139-1235-2

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. С.352

Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму : Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: Фирма коммерч. рекламы и науч.-техн. пропаганды «ИздАТ», 1993. 175 с.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток Запад, 2010. 314 с.

Пустовалова В.В. Метафора в педагогике: монография. М.: Образование и экология. 2016 г. 264 с. ISBN 98-5-94078-014-4

Саямов Ю. Н. Будущее образования – в образовании для будущего // Образование 2030. Дорожная карта. Сборник статей международной научно-практической конференции. Под ред. Е.Н. Дзятковской, В.В. Пустоваловой. М.: Издательство «Перо», 2021. С. 268.

Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Шк. культ. полит., 1997. 641 с.

Education for sustainable development: a roadmap // UNESCO. 2020. 76 p. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802

Haugen E.The Ecology of language // Essays. Standford: Standford University Press, 1972. 366 p.

International Commission on the Futures of Education Progress Update March 2021 URL:https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (дата обращения: 28.10.2021).

Karlsson R.Three metaphors for sustainability // The Anthropocene Review. 2016. Vol. 3(1). P. 23–32 https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/2053019615599415?journalCode=anra

Kopnina H. Revisiting Education for Sustainable Development (ESD): Examining anthropocentric bias through the transition of environmental education to ESD // Sustainable Development. 2014. Vol. 22. P. 73–83.

Загрузки

Опубликован

2022-02-10

Как цитировать

1.
Дзятковская ЕН, Захлебный АН, Пустовалова ВВ. Непрерывность опережающей социализации молодежи в общество будущего. УО [Интернет]. 10 февраль 2022 г. [цитируется по 15 май 2024 г.];11(6):42-5. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/195