Стратегии повышения мотивации студентов к изучению экологического менеджмента через реализацию научно-исследовательских и прикладных проектов
DOI:
https://doi.org/10.25726/v6085-3259-3529-lКлючевые слова:
экологический менеджмент, мотивация студентов, научно-исследовательские проекты, прикладные проекты, эмпирическое исследование, стратегии повышения мотивации, междисциплинарность, проблемно-ориентированное обучениеАннотация
В современных условиях проблема повышения мотивации студентов к изучению экологического менеджмента приобретает особую актуальность. Целью данного исследования является разработка эффективных стратегий стимулирования интереса обучающихся к данной области знаний посредством вовлечения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Для достижения поставленной цели был проведен комплексный анализ научной литературы по проблеме исследования, включающий 67 источников отечественных и зарубежных авторов. Кроме того, использовались эмпирические методы: анкетирование 120 студентов 2-4 курсов направления «Экологический менеджмент», интервьюирование 15 преподавателей профильных дисциплин, наблюдение за ходом реализации 8 научно-исследовательских и 5 прикладных экологических проектов с участием студентов в период с 2018 по 2022 год. Полученные данные обрабатывались с применением методов математической статистики (tкритерий Стьюдента, корреляционный анализ). В ходе исследования выявлено, что уровень мотивации студентов к изучению экологического менеджмента повышается в среднем на 28,4% (p<0,01) в результате их вовлечения в научные и прикладные проекты. Наиболее действенными стратегиями являются: 1) привлечение студентов к полевым и лабораторным исследованиям актуальных экологических проблем региона (прирост мотивации на 35,1%); 2) реализация междисциплинарных проектов на стыке экологии, экономики, социологии, права (повышение интереса на 32,6%); 3) разработка студентами реальных экологических бизнес-планов и стартапов (рост мотивации на 29,8%); 4) активное участие обучающихся в экологических акциях, форумах, фестивалях (увеличение интереса на 24,5%). При этом ключевое значение имеет системность и регулярность проектной деятельности, учет индивидуальных склонностей и способностей студентов, обеспечение наставничества со стороны ведущих ученых и специалистов-практиков.
Библиографические ссылки
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: уч. для студ. вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2006. 495 с.
Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М.: МИОО, 2009. 180 с.
Мамедов Н.М. Экология, устойчивое развитие, культура // На пути к устойчивому развитию России. 2011. № 55. С. 3-14.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 860 с.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
Barth M., Michelsen G., Rieckmann M., Thomas I. (Eds.) Routledge Handbook of Higher Education for Sustainable Development. L.: Routledge, 2016. 480 p.
Biggs J. Enhancing teaching through constructive alignment // Higher Education. 1996. Vol. 32. № 3. pp. 347-364.
Cortese A.D. The critical role of higher education in creating a sustainable future // Planning for higher education. 2003. Vol. 31. № 3. pp. 15-22.
De Castro R., Jabbour C.J.C. Evaluating sustainability of an Indian university // Journal of cleaner production. 2013. Vol. 61. pp. 54-58.
Dlouhá J., Glavič P., Barton A. Higher education in Central European countries - Critical factors for sustainability transition // Journal of Cleaner Production. 2017. Vol. 151. pp. 670-684.
Lozano R., Ceulemans K., Alonso-Almeida M., Huisingh D., Lozano F.J., Waas T., Lambrechts W., Lukman R., Hugé J. A review of commitment and implementation of sustainable development in higher education: results from a worldwide survey // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 108. pp. 1-18.
Mulà I., Tilbury D., Ryan A., Mader M., Dlouhá J., Mader C., Benayas J., Dlouhý J., Alba D. Catalysing change in higher education for sustainable development: A review of professional development initiatives for university educators // International journal of sustainability in higher education. 2017. Vol. 18. № 5. pp. 798-820.
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. pp. 68-78.
Education for sustainable development goals: learning objectives. P.: UNESCO, 2017. 67 p.
Wiek A., Withycombe L., Redman C.L. Key competencies in sustainability: a reference framework for academic program development // Sustainability Science. 2011. Vol. 6. № 2. pp. 203-218.