Китайские революционные песни и формирование коллективной памяти в Китае после реформ и открытости

Авторы

  • Сунь Юэ Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/v3150-6068-1226-j

Ключевые слова:

хоровое пение, Китай, популярность, общество, практика, обучение, пенсионеры

Аннотация

В парках и на общественных площадях китайских городов коллективная практика разнообразных музыкальных практик за последние три десятилетия сформировала одно из самых слышимых и видимых проявлений совместного бытия и деятельности в Китайской Народной Республике. Многообразные по своему содержанию, эти занятия имеют много общих черт. Будь то тайцзи, цигун или другие упражнения, танцы «на площади» или танцы «этнических меньшинств», чтение, пение и игра на музыкальных инструментах, они еженедельно или ежедневно (во множестве) собирают мужчин и женщин, в основном пенсионеров, которые собираются в одном уголке. из парка. Эти взаимодействия в общественном пространстве могут быть расположены в непрерывном диапазоне от первых встреч, первоначально спонтанных, а затем стабилизировавшихся за счет их повторения с течением времени, до создания более организованных групп (туан), где определенные участники берут на себя определенные роли и обязанности. В том числе и в последней форме, эти собрания часто остаются открытыми для новичков. Деятельность, наблюдаемая в этих пространствах, заслуживает анализа на предмет выразительности, которую несет каждое из них. Но в этой статье меня особенно заинтересуют собрания, которые дают возможность заново услышать песни, первоначальный контекст создания и исполнения которых восходит к эпохе маоизма (1949-1976). Хотя пропаганда в этот период принимала высокоэстетизированные и основанные на участии формы, те, кто в то время сталкивался с этим ежедневно, продолжают заставлять звучать через микрофоны и громкоговорители или в шуме хоров произведения для хорового пения и другие арии из образцовых революционных опер (гэмин янбаньси), выученные в юности. Это явление не единично: коммерциализация с начала 1990-х годов многочисленных сборников была частью этого возрождения маоистских музыкальных постановок. К этому следует добавить кампанию по продвижению «красных песен», начатую в 2008 году Бо Силаем, тогдашним главой муниципалитета Чунцин и членом Центрального комитета Коммунистической партии. Тем не менее, хоры и выступления пенсионеров настолько же вписываются в эти процессы, насколько и выделяются из них. Как и другие мероприятия, которые можно увидеть в этих общественных местах, участники описывают их как zifa, «спонтанные», в отличие от тех, которые «находятся в ведении частной организации ю цзужи дэ» и, следовательно, относятся к официальной структуре, такой как государство или партия.

Библиографические ссылки

Брайант Л.О. Музыка, память и ностальгия: коллективные воспоминания о песнях культурной революции в современном Китае // Китайское обозрение. 2005. №5 (2). С. 151-175.

Джонс Э.Ф. Песни с цитатами: портативные медиа и маоистская популярная песня», в издании Александра К. Кука «Красная книжечка Мао». Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2014. 43-60 с.

Зиммель Г., Эверетт К.Х. Социология общительности // Американский журнал социологии. 1949. №55 (3). С. 254-261.

Ингольд Т. Резонаторы без оболочки: обыденные объекты или пучки аффектов? // Журнал этнографической теории. 2014. №4 (1). С. 517-521.

Миттлер Б. Просто победи! Популярное наследие музыки культурной революции // Музыка, политика и культурная преемственность. Бейзингсток, Пэлгрейв Макмиллан, 2016. С. 239-268.

Ришо Л. Между отношениями «С лицом» и «безликими» в общественных местах Китая: Забавные встречи и дружеские отношения, ориентированные на активность, среди горожан среднего и пожилого возраста в общественных парках Пекина // Urban Studies. 2018. №55 (3). С. 570-588.

Ришо Л. Мизансцена осведомленности и внимания: автограф одного из участников наблюдения за парком Пекина // Цивилизации, 2015. №64. С. 23-34.

Симпсон П. Провал без внимания. Постфеноменология звучного присутствия // Окружающая среда и планирование. 2009. №41 (11). С. 2556-2575.

Ушакин С. Эмоциональные схемы: военные песни как средство выражения эмоций // Интерпретация эмоций в России и Восточной Европе. ДеКалб, Издательство университета Северного Иллинойса, 2011. С. 248-276.

Фаркуар Д. Парк Пасс: заселение и цивилизация нового Старого Пекина // Общественная культура. 2009. №21 (3). С. 551-576.

Хабберт Д. Революция – это званый ужин: рестораны культурной революции в современном Китае // Китайское обозрение. 2005. №5 (2). С. 125-150.

Цай Ш. Современные китайские сериалы: формирование коллективной памяти о социалистической ностальгии посредством культурной революции // Визуальная антропология. 2016. №29 (1). С. 22-35.

Цянь Ц. От перформанса к политике? Конструирование публичности и контрпубличности в пении красных песен // Европейский журнал культурных исследований. 2014. №17 (5). С. 602-628.

Цянь Ц. Роль публичного человека: культура и идентичность массового досугового класса Китая // Город и сообщество. 2014. №13 (1). С. 26-48.

Шиффелин Э.Л. Проблематизация перформанса. Лондон-Нью-Йорк, Ратледж «Монографии Asa», 1997. 194-207 с.

Загрузки

Опубликован

2024-03-15

Как цитировать

1.
Юэ С. Китайские революционные песни и формирование коллективной памяти в Китае после реформ и открытости. УО [Интернет]. 15 март 2024 г. [цитируется по 1 сентябрь 2024 г.];14(3-1):254–262. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1424

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ