Сравнительный анализ методик обучения игре на фортепиано в различных культурных традициях: от классической европейской школы до современных американских подходов
DOI:
https://doi.org/10.25726/j2371-4388-1702-xКлючевые слова:
фортепиано, обучение, классическая методика, современные подходы, сравнительный анализАннотация
В последние десятилетия в западной культуре заметны изменения в подходах к обучению игре на фортепиано. В то время как классическая европейская школа придерживается строгих канонов, современные преподаватели из Северной Америки стремятся к более гибким и индивидуализированным методикам. Цель данного исследования состоит в сравнительном анализе основных методологий обучения фортепиано в классической Европе и современных США с точки зрения их преимуществ и недостатков. Материалами исследования послужили учебные программы и методические пособия по фортепиано ведущих консерваторий и музыкальных учебных заведений Европы и Северной Америки. Также был проведён анализ видеозаписей уроков фортепиано различных педагогов. В результате исследования выявлены основные подходы к обучению фортепиано в классической европейской и современной американской школах. Показаны преимущества и недостатки каждой методики, а также возможности их интеграции в современной практике обучения игре на фортепиано. Таким образом, данное исследование имеет важное теоретическое и практическое значение для совершенствования методики обучения игре на фортепиано с учётом лучших мировых достижений и индивидуальных особенностей учащихся. В дальнейшем целесообразны более детальные изучение вопроса на больших выборках и экспериментальная проверка предлагаемых инновационных подходов.
Библиографические ссылки
Берлянчик М.М. Вопросы развития культуры интонирования в обучении скрипача: учеб. метод. пос. М.: Изд-во Российской государственной специализированной академии искусств, 2014. 168 с.
Бодина Е.А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2023. 246 с.
Зеленкова Т.В. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 1999. 174 с.
Кан Ю. Фортепианное обучение в современном Китае: мотивация и (или) дидактика? // Человеческий капитал. 2020. № 5(137). С. 8488.
Малинковская А.В. О некоторых универсалиях педагогической мысли в области фортепианного исполнительства // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 2. С. 9-28.
Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования. М.: Юрайт, 2018. 323 с.
Маряч А.Ю., Шипилкина Т.А. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 26. № 194. С. 134-146.
Мухина В.С. Уникальный феномен интонирования, присущий человеку, и его воплощение в науках // Развитие личности. 2015. № 3. С. 41-53.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. - 240 с.
Прасолов Е.Н. Художественно-творческое развитие музыканта-исполнителя: проблема преемственности. Тольятти: Композитор, 2009. 236 с.
Се Хэн. Проблемы фортепианной педагогики в Китае // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. №179. С. 109-113.
Станиславский К.С. Работа актера над собой: в 2 ч. М.: Юрайт, 2019. Ч. 1. 171 с.
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. 320 с.
Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дис. д-ра психол. наук: 19.00.03. Казань, 1989. 425 с.
Шипилкина Т.А. Проблема музыкального восприятия в теории и практике музыкального образования // Педагогический институт имени В.Г. Белинского: традиции и инновации: мат. VIII всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 83-летию Педагогического института имени В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 2022. С. 286-288.