Этапы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к социокультурной среде вуза

Авторы

  • Олег Игоревич Башеров ый университет; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
  • Полина Игоревна Якушкина Российский университет транспорта
  • Ольга Викторовна Барышникова Московский государственный технологический университет "Станкин"
  • Татьяна Александровна Павлишак Российский государственный гуманитарный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/m3959-0626-8823-t

Ключевые слова:

педагогическое сопровождение, адаптация, иностранные студенты, социокультурная среда, высшее образование, этапы адаптации

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые этапы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к социокультурной среде высшего учебного заведения. Актуальность исследования обусловлена возрастающим количеством иностранных студентов в российских вузах и необходимостью создания эффективной системы их поддержки. Цель работы заключается в систематизации и анализе основных этапов педагогического сопровождения, способствующих успешной адаптации иностранных обучающихся. Материалы и методы исследования включают в себя изучение и обобщение научной литературы по проблеме адаптации иностранных студентов, а также анализ практического опыта педагогического сопровождения в российских вузах. В работе использовались такие методы, как системный анализ, синтез, сравнение и обобщение. Результаты исследования позволили выделить и охарактеризовать пять основных этапов педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов: 1) предадаптационный этап, включающий мероприятия по подготовке студентов к обучению в новой социокультурной среде; 2) этап первичной адаптации, направленный на преодоление языкового барьера и знакомство с культурой страны; 3) этап социально-психологической адаптации, предполагающий формирование межличностных отношений и интеграцию в студенческое сообщество; 4) этап академической адаптации, связанный с приспособлением к новой образовательной системе и требованиям вуза; 5) этап культурной адаптации, ориентированный на приобщение к ценностям и традициям принимающей страны. Каждый этап характеризуется специфическими задачами, методами и формами педагогического сопровождения, которые детально рассмотрены в статье.

Библиографические ссылки

Борисова Е.В., Кривцова И.О. Адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза: комплексный подход // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 393-407.

Воробьева И.М., Фомина С.Н. Роль предварительной подготовки в адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 6. - С. 95-99.

Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России. М.: РУДН, 2008. 146 с.

Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб.: СПбГТУ, 1993. 248 с.

Камара И. Иностранные студенты в российском вузе: социокультурные особенности адаптации и профессиональной социализации // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. № 4. С. 51-56.

Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1(5). - С. 129-138.

Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 284-288.

Лондаджим Т. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород. 2012. 149 с.

Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов (на примере вузов Башкортостана) // Вестник Башкирск. ун-та. - 2007. - № 3. - С. 133-136.

Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. № 2. С. 111-115.

Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. 2010. № 4(12). С. 123-136.

Степаненко Е.В. Управление социальной адаптацией иностранных студентов в российском техническом вузе: дис. ... канд. социол. наук. М. 2003. 185 с.

Стрельцова В.Ю. Социальная адаптация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза: дис. ... канд. социол. наук. М. 2011. 273 с.

Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. 128 с.

Загрузки

Опубликован

2024-03-15

Как цитировать

1.
Башеров ОИ, Якушкина ПИ, Барышникова ОВ, Павлишак ТА. Этапы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к социокультурной среде вуза. УО [Интернет]. 15 март 2024 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];14(3-1):97–104. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1401

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>