Развитие критического мышления у студентов неязыковых специальностей на занятиях по английскому языку: стратегии и техники

Авторы

  • Оксана Леонидовна Мохова Московский международный университет
  • Наталья Дмитриевна Овчинникова Российский университет транспорта
  • Джамиля Хасяновна Година Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
  • Инна Александровна Малыхина Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

DOI:

https://doi.org/10.25726/n3958-7980-2469-e

Ключевые слова:

критическое мышление, английский язык, неязыковые специальности, стратегии обучения, интерактивные методы, проблемное обучение, аутентичные материалы

Аннотация

В настоящей статье рассматривается проблема развития критического мышления у студентов неязыковых специальностей на занятиях по английскому языку. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире, характеризующемся стремительным развитием информационных технологий и глобализацией, критическое мышление становится одним из ключевых навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности и личностного роста. Цель исследования заключается в выявлении эффективных стратегий и техник, способствующих формированию и развитию критического мышления у студентов неязыковых специальностей в процессе изучения английского языка. Материалы и методы исследования включают в себя анализ научной литературы по проблеме развития критического мышления, а также эмпирическое исследование, проведенное на базе трех российских университетов (НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ) в период с сентября 2022 года по май 2023 года. В исследовании приняли участие 150 студентов 1-2 курсов неязыковых специальностей (экономика, менеджмент, юриспруденция, социология). Методы исследования включали анкетирование, тестирование, наблюдение за учебным процессом, а также статистическую обработку полученных данных с использованием программы SPSS Statistics 23.0. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными стратегиями развития критического мышления у студентов неязыковых специальностей на занятиях по английскому языку являются: 1) использование аутентичных материалов (научные статьи, публицистические тексты, видеолекции), стимулирующих аналитическое мышление и способность к критической оценке информации; 2) применение интерактивных методов обучения (дискуссии, дебаты, ролевые игры, кейс-стади), развивающих навыки аргументации, контраргументации и принятия решений в проблемных ситуациях; 3) внедрение технологии проблемного обучения, предполагающей создание на занятиях проблемных ситуаций, требующих от студентов самостоятельного поиска решений и творческого подхода. Согласно результатам тестирования, у 78% студентов экспериментальных групп наблюдалось значительное повышение уровня критического мышления (прирост составил в среднем 23%), в то время как в контрольных группах данный показатель увеличился лишь на 5%.

Библиографические ссылки

Главан А.А., Грамма Д.В. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 24- 31.

Гулая Т.М., Романова С.А. Проблемы адаптации системы российского высшего образования к изменению формата обучения в период пандемии // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 101-103.

Евстигнеева И.А., Порошин В.В. Развитие критического мышления студентов языкового вуза в процессе обучения аудированию на английском языке // Вестник Тамбовского университета. 2021. Т. 26. № 191. С. 24-31.

Зудина А.И. Дистанционные образовательные технологии как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2021. Т. 10. №4(37). С. 96-98

Каримова М.Т., Ризоева П.С. Развитие критического мышления в процессе преподавания английского языка // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 86(6). 2022. С. 55-59.

Корсакова Г.Г. Применение метода кейсов (case-study) в обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку // Наука и образование: новое время. 2018. № 6. С. 864-872.

Курышева Д.Д., Мещанова Д.Д., Шергина В.Д. Анализ готовности студентов и преподавателей к учебному сотрудничеству в условиях дистанционного обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 35. С. 91-103

Лебедева М.Ю., Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4(46). С. 74-98.

Лубожева Л.Н. Информационно-технологическое сопровождение для формирования коммуникативной компетенции дистанционно // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 9-2(99). С. 128-131

Мельникова К.А. Осуществление дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // мат. VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам» (г. Брянск, 16-17 октября 2020 г.). Брянск: Изд-во ФГБОУ ВО БГИТУ, 2020. С. 242-247.

Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 229- 244.

Оськина С.Д. Использование метода case-study в обучении профессионально-ориентированному английскому языку // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: мат. Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред. Г.П. Урюпина. Омск, 2018. С. 172-175.

Пятко Л.А., Стародумова Л.А. К вопросу об использовании дистанционных технологий в системе вузовского образования // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 2 А. С. 403-409.

Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов неязыкового вуза с применением методов рефлексивно-креативного подхода: монография. М.: Академия Естествознания, 2015. 122 с.

Шефиева Э.Ш. Особенности использования информационных технологий обучения для проведения предметной олимпиады по английскому языку в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2(135). С. 75-79.

Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования. Дайджест // Счетная палата Российской Федерации. 2020. С. 2-7.

Загрузки

Опубликован

2024-02-15

Как цитировать

1.
Мохова ОЛ, Овчинникова НД, Година ДХ, Малыхина ИА. Развитие критического мышления у студентов неязыковых специальностей на занятиях по английскому языку: стратегии и техники. УО [Интернет]. 15 февраль 2024 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];14(2-1):249-57. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1346

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>