Современные тенденции в педагогике высшего образования в России в аспекте студентоцентрированного подхода
DOI:
https://doi.org/10.25726/l2059-4017-9052-oКлючевые слова:
студентоцентрированный подход, высшее образование, педагогические инновации, компетентностная модель, профессиональное становлениеАннотация
Современные тенденции развития высшего образования в Российской Федерации демонстрируют переход к студентоцентрированному подходу, который основан на принципах обучения, ориентированного на личность студента. Данная концепция предусматривает перенос акцента с преподавателя на обучающегося и определяет современный вектор развития отечественной педагогической науки. Цель данного исследования состоит в анализе трансформационных процессов в высшей школе России в рамках студентоцентрированного подхода путем выявления ключевых принципов и методологических основ данной концепции, а также рассмотрения практических примеров ее реализации. Был проведен анализ научной литературы, нормативно-правовых документов и статистических данных по вопросам развития высшего образования в России. Выявлены основные положения студентоцентрированной парадигмы, в частности, принципы активизации деятельности обучающихся, индивидуализации образовательных траекторий, формирования профессиональных и личностных компетенций. Рассмотрены современные практики реализации данного подхода в виду технологий проектного и проблемного обучения, создания интерактивных образовательных сред, освоения профессиональных стандартов. Дискуссионным вопросом остается также степень готовности преподавательского состава к радикальной трансформации своей профессиональной деятельности в русле студентоцентрированного подхода. Несмотря на наличие отдельных позитивных примеров, большинство педагогов высшей школы по-прежнему ориентированы в первую очередь на передачу теоретических знаний.
Библиографические ссылки
Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136-148. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148
Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 70-78.
Вергун Т.В., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Индивидуальные образовательные траектории студентов в высшей школе: к постановке проблемы // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-2. С. 313-317
Дёмина О.А., Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 156-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167
Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Трудности применения студентоцентриро-ванного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 95-103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103
Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Трудности применения студентоцентриро-ванного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 95- 103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103
Лукашенко М.А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-Learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-63-73
Полякова Т.Ю. Проблемы толкования инженерно-педагогической терминологии в международном общении // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 104-109.
Романова Г.М., Ердакова В.П., Мазниченко М.А. Реализация академических прав студентов: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 3445. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-34-45
Самосенкова Т.В., Савочкина И.В. Технология «эдьютейнмента»: к истории вопроса // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 142-149.
Сапух Т.В. Применение технологии «эдьютейнмент» в образовательной среде университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (173). С. 30-34.
Татаринов К.А. Геймификация в обучении студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т 8, № 1 (26). С. 281-284. DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0074.
Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 5. С. 54-66. DOI 10.15826/umpa.2018.05.049.
Шепелев А.И. Образовательные программы Liberal Arts: современные тенденции и перспективы развития // Вестник Брянского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2018. Вып. 2. С. 39-42.
Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-34.
Kalachikova O.N., Sidorova T.B. Individual educational trajectories: from educational supermarket to sensemaking to blended values // 2nd International Conference on Education Science and Social Development. 2019. Pp. 285-289.