Особенности выявления негативных переживаний у младших школьников
DOI:
https://doi.org/10.25726/q2003-2539-4644-eКлючевые слова:
младший школьный возраст, негативные переживания, тревожность, эмоцииАннотация
Статья посвящена теоретическому обоснованию и изучению особенностей негативных переживаний у младших школьников. Авторы пришли к выводу, что негативные переживания младших школьников следует рассматривать как эмоции, основанные на неприятных субъективных и объективных переживаниях, которые активируют механизм адаптивного поведения, направленного на устранение причины опасности (физической или психической). Особенностью негативных переживаний в младшем школьном возрасте является неудовлетворение сверхситуативных потребностей психологического характера в общении, одобрении, уважении, а также потребности в эмоциональном контакте. Основными факторами возникновения негативных переживаний младших школьников являются: психофизиологические и индивидуальные особенности ребенка, которые связывают с высокой частотой минимальных мозговых дисфункций, обнаруживаемых при нейропсихологических обследованиях неуспевающих, а в ряде случаев и успешных школьников.
Библиографические ссылки
Белкина В.Н., Беляева В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для вузов. М., 2005. 256 с.
Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 480 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 179 с.
Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С 243–403.
Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Руководство практического психолога. М.: Академический Проект, 2004. 176 с.
Гусова А.Д. Психологическое исследование психических процессов и состояний детей предшкольного возраста // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 12. С. 32.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Ленинград: Медицина, 1988. 244 с.
Изард Кэррол Э. Психология эмоций. К. Изард. СПб.: Питер, 2003. 464 с.
Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. Под ред. Глозман Ж.М., Соболевой А.Е. М.: Смысл, 2014. 544 с.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Ховрина Г.Б. Путевка в школьную жизнь. М.: Левъ, 2011. 118 с.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 208 с.
Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. Северный (Арктический) федеральный университет имени Ломоносова М.В. 2014. №6. С. 47–54
Сапогова Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
Томчук С.М., Томчук М.И. Психология тревоги, страха и агрессии личности в образовательном процессе: монография. Винница: КВНЗ «ВАНО», 2018. 200 с.
Шафранова Т.А., Редькина К.А. Профилактика учебного стресса // Практическая психология и социальная работа. 2009. № 7. С. 31-34.
Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания человека. Казань: Изд-во КГУ, 2008. 676 с.
Фрейд З. Психика: структура и функционирование. М.: Академ. Проект, 2007. 230 с.