Психолого-педагогические особенности самоопределения личности в социуме

Авторы

  • Мелана Леонидовна Хайдарова Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

самоопределение личности, социум, управление образованием, смысложизненные ориентации, профессиональная готовность, образовательная среда, психолого-педагогические условия

Аннотация

Актуальность исследования самоопределения личности в социуме обусловлена динамичными
изменениями современного общества, в котором индивиду необходимо постоянно адаптироваться к
новым условиям и требованиям. Цель данной работы заключается в изучении психолого-педагогических
особенностей самоопределения личности в контексте управления образованием. Материалы и методы
исследования включают анализ научной литературы по проблеме самоопределения, а также
эмпирическое исследование, проведенное среди 150 студентов высших учебных заведений в возрасте
от 18 до 25 лет (M = 20,6; SD = 1,8). Применялись методики: «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО)
Д.А. Леонтьева, «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л.Н. Кабардовой, а также авторская
анкета, направленная на выявление факторов, влияющих на процесс самоопределения. Результаты
исследования показали, что у 68% респондентов наблюдается средний уровень осмысленности жизни
по методике СЖО, при этом 74% опрошенных демонстрируют неопределенность в профессиональном
выборе согласно данным ОПГ. Установлено, что ключевыми факторами, детерминирующими
самоопределение личности, выступают: образовательная среда (отмечено 82% респондентов),
семейное воспитание (75%), личностные особенности (61%) и социально-экономические условия (54%).
Корреляционный анализ выявил значимую положительную связь между показателями осмысленности
жизни и профессиональной готовности (r = 0,64; p < 0,01). Полученные данные свидетельствуют о
необходимости создания в системе образования психолого-педагогических условий, способствующих
эффективному самоопределению личности, что предполагает реализацию комплексного подхода,
охватывающего различные аспекты жизнедеятельности индивида.

Библиографические ссылки

Адер А.В., Криволапов В.Г., Малахова О.Ю. Междисциплинарный подход в образовательном процессе транспортного вуза в контексте формирования корпоративных компетенций // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. Ялта: КФУ, 2020. С. 5-11.

Везетиу Е.В. Классификация профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски. -Ялта: КФУ, 2020. С. 45-50.

Воробьева О.Б. Роль культурологии в развитии профессионально-личностных качеств студенческой молодежи // Мат. I Межд. науч.-практ. конф. «Перспективы развития высшей школы». Тюмень, 2020. С. 173-175.

Гаврилов О.Ф., Гаврилов Н.П. Коммуникативные факторы социокультурного самоопределения // Мат. Межд. науч.-практ. конф. «Интеграция науки и практики, вопросы модернизации, проблемы совершенствования». СПб., 2014. С. 46.

Егорова Ю.Н., Попов А.Н., Малахова О.Ю., Ярцев А.А. Потенциал образовательной среды транспортного вуза в формировании современной технической интеллигенции: социокультурный и компетентностный подходы // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3. С. 87-89.

Ежова Т.В. Актуализация личностных смыслов содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60. С. 138-141.

Иванова Л.В. Развитие творческой активности как фактор социокультурного самоопределения молодых людей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11(2). С. 206-209.

Малахова О.Ю. Проблемы и перспективы профессионально-личностного самоопределения в современных социокультурных условиях // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 9(174). С. 98-102.

Малахова О.Ю. Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента вуза // Образование и общество. 2015. № 1(90). С. 87-91

Малахова О.Ю., Попов А.Н. Философско-педагогические аспекты выбора социокультурных ориентиров личности в современном российском образовании // Мат. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование транспорту». Самара: СамГУПС, 2018. С. 286-288.

Попов А.Н., Малахова О.Ю. Потенциал социально-гуманитарного знания в профессиональной подготовке инженера путей сообщения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020. № 1. С. 24-30.

Разварина И.Н., Гордиевская А.Н. Социокультурное развитие как фактор профессионального самоопределения подростков // Образование. Карьера. Общество. 2021. № 1(68). 24-29.

Филимонюк, Л.А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога. Ставрополь: Ставропольский государственный университет., 2007. 323 с.

Филипенко Е.В. Семья как институт социокультурного самоопределения студенческой молодежи // Мат. VIII Рязанских социологических чтений «Общество и государство в зеркале социологических измерений». Рязань, 2018. С. 437-444.

Шустова И.Ю. Ориентир воспитания – субъектность воспитанника // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. С. 21-26.

Загрузки

Опубликован

2024-04-15

Как цитировать

1.
Хайдарова МЛ. Психолого-педагогические особенности самоопределения личности в социуме. УО [Интернет]. 15 апрель 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(4-1):144-5. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1491

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА