Трансдисциплинарный подход в образовательном процессе: интеграция наук, методов и практик для формирования гибких компетенций

Авторы

  • Эмиль Эдуардович Валитов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Рамис Раисович Гаделисламов Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/u4651-5358-1408-a

Ключевые слова:

трансдисциплинарность, образовательный процесс, интеграция наук, гибкие компетенции, высшее образование, Россия

Аннотация

Введение: В современном академическом дискурсе концепция трансдисциплинарности приобретает особую актуальность, отражая стремление образовательных институтов к интеграции разнородных знаний и практик. Особенно это касается высших учебных заведений России, где трансдисциплинарный подход становится ключевым вектором в формировании универсальных и адаптивных компетенций студентов, обусловленных стремительно меняющимися требованиями информационного общества. Материалы и методы: Исследование опирается на анализ данных о программах и курсах, внедренных в 45 ведущих вузах России в период с 2018 по 2023 годы, а также на опросы и интервью с 1200 студентами и 300 преподавателями этих университетов. В качестве методологической основы применялись качественный и количественный анализ, включая корреляционный и регрессионный анализ для оценки эффективности трансдисциплинарного подхода. Результаты: Применение трансдисциплинарного подхода в российских вузах обнаружило увеличение качества образования на 30%, что отражается в улучшении аналитических навыков студентов на 40% и их способности к решению сложных задач. В ходе анализа было выявлено, что курсы, интегрирующие знания из не менее чем трех различных дисциплин, способствовали повышению критического мышления студентов на 45%.

Библиографические ссылки

Андреев В.В., Гибадулин Р.Я., Жданов Р.И. Формирование трансдисциплинарного подхода к научной и педагогической деятельности как основная миссия Института перспективных исследований // Преподаватель XXI век. 2019. № 2. С. 9-22.

Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31-58. DOI: 10.17853/1994-5639- 2020-1-31-58

Бринько И.И. Сравнительный анализ ожиданий участников образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 238-242.

Бянкин А.С., Бурдакова Г.И. Развитие инновационного предпринимательства в регионе на базе вуза: решение проблем подготовки кадров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. 11(1). C. 136-145. DOI: 10.18721/JE.11112

Везетиу Е.В. Теоретические основы педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 36-38.

Жабаков В.Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. 237 с. ISBN 978-5-906908-34-6.

Загвязинский В.И. О системном подходе к реформированию отечественного образования // Педагогика. 2016. № 1. С. 12-18.

Звонников В.И., Ерофеева В.С. Тенденции и проблемы в развитии высшего образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 6. С. 2-7.

Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. 9(1). С. 1-18.

Калинин С.И., Панкратова Л.В. Вариативные компоненты вузовского курса математического анализа: опыт внедрения в практику обучения // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 113-145. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-113-145

Крежевских О.В. Проектирование системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 174-187. DOI: 10.26170/po20-06-20

Купавцев А.В. Концепция современной образовательной парадигмы // Вестник высшей школы «ALMA MATER». 2017. № 6. С. 10-15.

Плотников П.В., Кривулин Н.К. Прямое решение минимаксной задачи размещения в прямоугольной области на плоскости с прямоугольной метрикой // Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2018. Т. 14, Вып. 2. С. 116- 130. DOI: 10.21638/11702/spbu10.2018.204

Тестов В.А., Перминов Е.А. Роль математики в трансдисциплинарности содержания современного образования // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 3. С. 11-34. DOI: 10.17853/1994-5639- 2021-3-11-34

Тищенко А.С., Сабанина Н.Р., Шарнин М.М., Чапыгина Г.С. Трансфер технологий как механизм культуроформации: ценностно ориентированный подход в управлении технологиями // Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы: сб. ст. по итогам IV Профессорского форума. Т. 1. М.: Рос. профессорское собрание, 2021. С. 199-205.

Чистякова А.Н. Трансдисциплинарность в высшем образовании Китая // От дифференциации наук - к трансдисциплинарности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 250-летию Александра фон Гумбольдта. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2019. 232 с.

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Валитов ЭЭ, Гаделисламов РР. Трансдисциплинарный подход в образовательном процессе: интеграция наук, методов и практик для формирования гибких компетенций. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];13(11-1):165-72. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1152

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)