Анализ влияния цифровизации на подготовку специалистов в нефтегазовом вузе
DOI:
https://doi.org/10.25726/t4445-0225-7161-vКлючевые слова:
цифровизация, нефтегазовый вуз, подготовка специалистов, трансформация образования, онлайн-обучение, цифровые технологииАннотация
Процесс цифровизации, активно проникающий во все сферы жизнедеятельности, оказывает существенное влияние на систему высшего образования, в том числе на подготовку специалистов для нефтегазовой отрасли. Настоящее исследование посвящено анализу трансформационных изменений в образовательной среде нефтегазового вуза, обусловленных внедрением цифровых технологий. В работе применялись методы системного анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок, статистической обработки данных. Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс цифровизации образования, статистические данные, отражающие динамику внедрения цифровых технологий в нефтегазовых вузах России за период с 2015 по 2022 год, результаты анкетирования 150 преподавателей и 500 студентов из 5 ведущих нефтегазовых университетов страны. Проведенное исследование позволило выявить ключевые направления трансформации образовательного процесса в нефтегазовом вузе под влиянием цифровизации: активное внедрение онлайн-обучения (рост доли онлайн-курсов с 5% в 2015 году до 30% в 2022 году), использование виртуальных тренажеров и симуляторов для практической подготовки (увеличение количества часов с их применением на 150% за анализируемый период), интеграция цифровых инструментов в традиционные формы обучения (82% опрошенных преподавателей отметили, что регулярно используют цифровые технологии на занятиях). При этом 67% студентов считают, что цифровизация положительно влияет на качество их профессиональной подготовки. Выявлены также проблемные зоны: недостаточный уровень цифровых компетенций у части профессорско-преподавательского состава (35% респондентов), необходимость модернизации материально-технической базы вузов (75% опрошенных). Сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию процесса цифровизации в нефтегазовом образовании.
Библиографические ссылки
Бахтизин Р.Н., Шемяков А.О., Керимов В.Ю., Мовсумзаде Э.М. Подготовка инженерных кадров в области гуманитарного моделирования // История и педагогика естествознания. 2017. № 1. С. 6-11.
Бехманн Г. Техногенные катастрофы: жизнь в обществе риска // Философские науки. 2011. № 8. С. 39-43.
Ирисметов А.И. Применение информационных технологий в повышении квалификации. Финансово-экономические аспекты развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Астраханской области в условиях цифровизации: мат. Международ. науч. конф., Астрахань, 10 декабря 2021 г. // Астраханский государственный технический университет. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2022. С. 43- 46.
Ирисметов А.И., Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Использование цифровых технологий в процессе повышения квалификации: мат. 6-й Междунар. науч.-прак. конф. «Высшее и профессиональное образование России в условиях цифровизации» // Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Казань: Изд-во КГАСУ, 2022. С. 413-428.
Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И. Значение подразделения «Интенсификация образовательного процесса» в подготовке специалистов на современном этапе // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 24-26.
Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И. Создание и развитие гуманитаризации, математизации, информационно-цифровых и психолого-педагогических технологий в магистерской образовательной системе // История и педагогика естествознания. 2019. № 4. С. 11-17.
Мовсумзаде Э.М. Математизация, гуманитаризация, информационные технологии, педагогика и психология в многоступенчатом образовательном процессе // История и педагогика естествознания. 2017. № 3. С. 22-26.
Мовсумзаде Э.М., Валитова Н.Э., Тептерева Г.А. и др. Гуманитарная составляющая и ее значение в инженерном образовании // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 16-19.
Мовсумзаде Э.М. Ступени трансформации профессиональной образовательной системы и современные перспективы инженерного образования: моногр. Под ред. С.И. Пахомова. М.: «Обракадемнаука», 2021. 188 с.
Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 9-12.
Рыбин Е.Н., Амбарян С.К., Аносов В.В., Гальцев Д.В., Фахратов М.А. BIM-технологии // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Технические науки. Строительство. 2019. № 9(1). С. 98-105.
Сулоева С.Б., Мартынатов В.С. Практика организации производства // Организатор производства. 2019. № 27(2). С. 27-36.
Федеральная Программа «Цифровая экономика Российской Федерации 2024», утвержденная Правительством Российской Федерации.
Шаммазов А.М., Бахтизин Р.Н., Мастобаев Б.Н., Мовсумзаде Э.М. История нефтегазового дела России. М.: Химия, 2001. 315 с.
Шмаль Г.И. Будущее новой энергетики – компетентные и высокопрофессиональные кадры // Энергетическая политика. 2017. № 5. С. 13-18.