Методы формирования критического мышления у студентов в условиях высшего образования: сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта

Авторы

  • Артур Олегович Исхаков Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Алексей Эдуардович Ишалин Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/z0637-2065-4141-x

Ключевые слова:

критическое мышление, образовательные методики, высшее образование, сравнительный анализ, зарубежный опыт, отечественный опыт, интерактивные технологии, аналитический подход

Аннотация

Введение. Современный этап развития образовательной сферы характеризуется возрастающей актуализацией проблемы формирования критического мышления среди студентов высших учебных заведений. Критическое мышление, являясь фундаментальным аспектом интеллектуального развития, содействует формированию аналитического подхода, необходимого для эффективного восприятия, осмысления и применения знаний в различных сферах деятельности. Материалы и методы. Исследование базируется на сравнительном анализе методик и подходов к формированию критического мышления у студентов в условиях высшего образования в различных странах. Были проанализированы данные из 30 зарубежных и 20 отечественных университетов, включая анализ учебных программ, методических пособий и интервью с преподавателями. Параллельно, проведено эмпирическое исследование среди 500 студентов этих учебных заведений с целью оценки эффективности применяемых методик. Результаты. В процессе исследования были выявлены ключевые методы формирования критического мышления, применяемые в зарубежных и отечественных учебных заведениях. Одним из наиболее распространенных подходов в зарубежных университетах является применение интерактивных образовательных технологий, включая кейс-метод (используется в 70% исследованных университетов), дебаты и групповые обсуждения (60%), а также метод проектов (50%). В отечественной практике преобладает использование традиционных лекций с элементами дискуссии (80%), анализ научных текстов (65%) и решение практических задач (55%).

Библиографические ссылки

Абдильманова Д.Р. Классификация навыков 21-го века, приемлемых для внедрения в учебный процесс в рамках обучения английскому языку // Вестник северо-казахстанского университета им. Манаша Козыбаева. 2019. URL: https://articlekz.com/article/33642

Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 c.

Бова Т.И., Дроздович Е.Н., Кузьменко О.И. Чему учит дистанционное образование? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 9. С. 61-63.

Выготский Л.С. Педагогическая психология; под ред. В.В. Давыдова. М.: Астрель, 2010. 671 с.

Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112.

Гоглачев А.В., Лойко А.Э., Гоглачев А.А. Требования к дистанционному обучению и оценке его результатов // Сборник статей XII международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе». Екатеринбург, 2015. С. 383-385.

Жигалова О.П., Копусь Т.Л. К вопросу об использовании симулятора в системе профессиональной подготовки учителя // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 141.

Жохова М.П., Козьмина И.С., Жохова П.Е. Совершенствование контроля знаний студентов в условиях введения балльно-рейтинговой системы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 1. С. 87-95.

Иоголевич Н.И., Лободенко Е.И. Академическая недобросовестность студентов технического вуза: масштабы проблемы и пути решения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Том 5. Выпуск 1. С. 99-106.

Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 88-103.

Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д., Пащенко Т.В. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 45-54.

Мамаева Н.А., Ильясова А.К., Селимов З.М. Разработка образовательной платформы для тестирования математических дисциплин в образовательных учреждениях // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. C. 9. URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN421.pdf.

Назарова Л.И., Симан А.С., Лямина И.М., Колоскова Г.А. Организация прокторинга в дистанционном обучении студентов аграрного вуза // Агроинженерия. 2020. № 4 (98). С. 72-77.

Никонорова Л.М., Маминова Л.В. Использование проектного обучения в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов в техническом вузе // Казанский лингвистический журнал. 2019. № 3 (2). С. 136-143.

Попова С.Н. Теория поколений — ключ к оптимизации процесса обучения современного студента // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: материалы VII Международной научной конференции. М.: РУДН, 2016. С. 58-60.

Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Исхаков АО, Ишалин АЭ. Методы формирования критического мышления у студентов в условиях высшего образования: сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(11-1):36-44. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1136

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.