Роль практической подготовки в формировании профессиональных компетенций будущих инженеров нефтегазовой отрасли

Авторы

  • Диана Дамировна Сафаргалиева Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Динар Мунирович Брахманов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Артур Олегович Исхаков Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Алина Айратовна Галимова Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/b3839-6825-1591-d

Ключевые слова:

практическая подготовка, профессиональные компетенции, инженерное образование, нефтегазовая отрасль, производственная практика, практико-ориентированное обучение

Аннотация

В настоящей статье рассматривается роль практической подготовки в формировании профессиональных компетенций будущих инженеров нефтегазовой отрасли. Целью исследования является определение значимости практико-ориентированного обучения в становлении высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать производственные задачи. В работе применялись методы анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта, анкетирования и статистической обработки данных. Материалом исследования послужили результаты опроса 120 студентов старших курсов нефтегазовых специальностей и 50 работодателей отрасли. Результаты исследования показали, что 87% опрошенных студентов считают практическую подготовку важнейшим компонентом обучения, а 92% работодателей отмечают недостаточный уровень практических навыков у выпускников вузов. Анализ образовательных программ выявил, что доля практической подготовки составляет в среднем лишь 25% от общего объема учебного времени. При этом наиболее эффективными формами практического обучения, по мнению респондентов, являются производственные практики (78%), лабораторные работы с использованием современного оборудования (65%), курсовое проектирование по реальным производственным задачам (54%). В статье обосновывается необходимость усиления практической составляющей в подготовке инженеров-нефтяников за счет увеличения объема производственных практик, модернизации лабораторной базы вузов, привлечения специалистов-практиков к преподаванию, разработки практико-ориентированных учебных курсов. Предложена модель организации практической подготовки, включающая три этапа: ознакомительный, формирующий и закрепляющий. Описаны педагогические условия реализации данной модели, такие как сетевое взаимодействие вузов и предприятий, использование виртуальных тренажеров и симуляторов, проектное обучение. Результаты исследования имеют практическую значимость для совершенствования системы инженерного образования в нефтегазовой отрасли. Внедрение предложенной модели практической подготовки позволит повысить качество обучения, сформировать у студентов востребованные профессиональные компетенции, сократить период адаптации молодых специалистов на производстве. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку методического обеспечения практико-ориентированного обучения, изучение зарубежного опыта в данной области.

Библиографические ссылки

Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

Данные Министерства науки и высшего образования РФ.

Загитова Л.Р., Щербаков В.С. Формирование математической компетенции будущих инженеров-нефтяников // Казанский педагогический журнал. 2013. №1. С. 74-81.

Легкова И.А., Никитина С.А. Влияние использования информационных технологий на графическую подготовку обучающихся // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: мат. XI Междунар. науч.-прак. конфер. СПб: 2015. №12-3. С. 109-112.

Овтов, В.А. Использование САПР как инструмента при формировании инженерно-графических компетенций студентов технических специальностей // МНКО. 2019. № 5 (78). С. 30-32.

Соловьев М.А., Полетаева А.Е., Чепур А.Ю. Зарубежный опыт практико-ориентированного обучения инженеров // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. С. 125-136.

Пресс-релиз ПАО «НК «Роснефть».

Сайт ПАО «Газпром нефть».

Сайт Техасского университета A&M.

Статистические данные за 2018-2022 годы // Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.

Хмарова Л.И., Усманова Е.А. Применение компьютерных технологий при изучении графических дисциплин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 59- 64.

Colorado School of Mines 2020-2021 Academic Year Catalog.

Garcia E., Weiss E. The teacher shortage is real, large and growing, and worse than we thought // Economic Policy Institute. 2019.

National Academy of Engineering. Educating еngineers: preparing 21st century leaders in the context of new modes of learning. 2013.

Terkowsky C., Haertel T. Where have all the inventors gone? The neglected aspect of engineering creativity in studies of engineering graduates competencies // Proceedings of IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2014. рр. 273-282.

Загрузки

Опубликован

2024-02-28

Как цитировать

1.
Сафаргалиева ДД, Брахманов ДМ, Исхаков АО, Галимова АА. Роль практической подготовки в формировании профессиональных компетенций будущих инженеров нефтегазовой отрасли. УО [Интернет]. 28 февраль 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(2-2):49-5. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1357

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА