Когнитивно-лингвистический подход к оптимизации преподавания иностранных языков в российских вузах

Авторы

  • Оксана Леонидовна Мохова Московский международный университет
  • Алина Федоровна Белозор Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации – Брянский филиал
  • Елена Валентиновна Сырых «Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации
  • Наталья Дмитриевна Овчинникова Российский университет транспорта

DOI:

https://doi.org/10.25726/d7984-8847-7855-x

Ключевые слова:

когнитивная лингвистика, оптимизация, преподавание, иностранные языки, высшее образование, российские вузы, методологический арсенал, статистический анализ, эффективность обучения

Аннотация

В настоящее время неоспоримой актуальностью обладает вопрос оптимизации процессов преподавания иностранных языков в российских высших учебных заведениях. В рамках данного исследования предпринимается попытка анализа когнитивно-лингвистического подхода как возможного инструмента для совершенствования языкового образования. Целью является разработка методологического арсенала на основе когнитивной лингвистики, позволяющего повысить эффективность учебного процесса. Рассматривая статистические данные, взятые из 23 российских вузов с общим числом студентов 48,323, и проводя эксперименты на выборке из 821 студента, данная статья стремится выявить критерии оптимальности и перспективы применения когнитивно-лингвистических методик. В синтезе основных исследовательских выводов следует подчеркнуть, что когнитивно-лингвистическая парадигма в контексте оптимизации методик преподавания иностранных языков в российской высшей образовательной системе выступает как комплексно структурированный объект научного анализа. Согласно проведенным статистическим анализам, в которых применялись методы дисперсионного анализа и регрессионного моделирования, выявлено, что студенты, обучающиеся по когнитивно-лингвистической методике, в среднем показывают повышение уровня владения языком на 14,7% в сравнении со стандартными подходами. Следует отметить, что эти результаты статистически значимы (p <0.05).

Библиографические ссылки

Аверьянова С. В. Деловой английский как неотъемлемая составляющая коммуникативной компетенции специалистов-международников // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 9. C. 68-71.

Барышников Н. В., Бернштейн В. Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений // Язык и культура. 2018. № 43. С. 136-147.

Берулава Г. А., Берулава М. Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе // Педагогика, 2010. № 4. С. 11.

Валько О. В., Новоклинова А. В. Лингвокультурные особенности создания образа кузбасского города (на материале любительской поэзии) / Кузбасс: комплексное когнитивно-дискурсивное моделирование образа региона: монография. М.: Издательство «Перо», 2020. 308 с.

Гогленков А. М. Формирование когнитивного компонента межкультурной компетенции на материале страноведческих дисциплин // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21) С. 13-17.

Фоминых М. В., Ускова Б. А., Ветлугина Н. О., Лузянина Т. В. Внедрение в современный учебный процесс инновационных технологий обучения: монография /. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 95 с.

Григорьева Е. Я., Черкашина Е. И. Становление лингвокультурологии как нового подхода к преподаванию языков и культур // Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания. Сер. "Вестник российского культурного центра в Будапеште" Российский культурный центр в г. Будапеште, Научно-исследовательский и методический центр русистики Университета имени Л. Этвеша. 2019. С. 250-255.

Демидович О. Н. Особенности формирования метакогнитивной компетентности у студентов неязыковых специальностей в процессе изучения иностранного языка // Психолоческий портрет. 2019. Т. 5. № 8 (28). С. 220232.

Демченко Е. Н., Панкова В. Ю. Оценка эффективности применения метода кейс-стади в обучении профессиональному английскому студентов с разноуровневой лингвистической компетенцией // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. С. 52-54.

Дудина М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2021. 151 с.

Евдокимова М. Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2(796). С. 111-125.

Комарова А. И., Окс И. Ю. Страноведение как понятийная основа изучения английского языка в университете // Преподавание английского языка в профессиональном контексте: соединяем культуры через границы. матер. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный технический университет». 2019. С. 19-24.

Левченко В. В., Пеньковская И. И., Ушакова Е. В., Чистякова Н. А. Методика развития конкурентоспособности и практикоориентированности студентов вуза в процессе освоения гуманитарных дисциплин // Вопросы истории. 2023. № 4-2. С. 262-273. DOI 10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi50. EDN SJQGWP.

Маленкова А. А. Обучение в сотрудничестве как технология изучения иностранного языка в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 304-306.

Тер-Костанова Л. Н. Формирование способности к деловой коммуникации на иностранном языке как универсальной компетенции бакалавра. 2022. №3. С. 26-29.

Черемисинова И. С. Принципы и критерии отбора и организации учебного речевого материала для формирования межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 4. С. 180-186.

Шепелева Н. Ю. Особенности преподавания второго иностранного языка (французского) на неязыковых специальностях в Костромском государственном университете // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 226-230.

Загрузки

Опубликован

2023-10-30

Как цитировать

1.
Мохова ОЛ, Белозор АФ, Сырых ЕВ, Овчинникова НД. Когнитивно-лингвистический подход к оптимизации преподавания иностранных языков в российских вузах. УО [Интернет]. 30 октябрь 2023 г. [цитируется по 25 ноябрь 2024 г.];13(10-2):165-73. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1119

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>