Оптимизация развития ребенка в пренатальном периоде онтогенеза с помощью музыкального метода «Сонатал»

Авторы

  • Михаил Львович Лазарев Московский педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/w7549-5643-2668-o

Ключевые слова:

метод «Сонатал», сонатал-педагогика, сонатал-тест, беременная женщина, плод, пренатальная педагогика, психоэмоциональное созревание плода, пренатальная профилактика, концепция педагогической гармониологии

Аннотация

В статье представлены материалы исследования по применению метода «Сонатал» (от лат. sonus — звук, natal — рожденный, музыка рождения), направленного на оптимизацию процессов морфо-функционального и, в частности, психоэмоционального созревания плода, стимуляцию его двигательной активности, профилактику пренатальной гипоксии, а также на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на оптимизацию состояния ее здоровья, улучшение самочувствия и подготовку к родам. Применение метода способствует регуляции в организме беременной женщины механизмов вегетативного гомеостаза. Основным фактором воздействия при применении метода является голос (пение) беременной женщины, который сопровождается специально разработанными тактильными и двигательными упражнениями и выступает в качестве инструмента эмоционально-дыхательного тренинга матери и плода. Под влиянием вокально-речевых, дыхательных и двигательных упражнений матери у плода возникают эмоциональные реакции, адекватные воспринимаемым раздражителям, формируются первичные рефлекторные связи между звуками музыки, звуками речи, эмоциями, дыханием и движением. При этом происходит адаптация сердечно-сосудистой системы плода к дыхательно-двигательным нагрузкам, формируются биоритмы дородовой и послеродовой жизни. Метод рекомендован Министерством здравоохранения РФ.

Библиографические ссылки

Авдеева Н.Н., Адрианов О.С., Боравова А.И. и соавт. «Мозг и поведение младенца». М., Институт психологии РАН, 1993, С. 30, 41, 45.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

Ахмерова Ф.Г. Состояние репродуктивного здоровья детей и подростков и пути его укрепления в условиях городской детской поликлиники. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук (фрагмент: метод «Сонатал»). Казань. 1999. 24 с.

Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки // Обзор психиатрической, неврологической экспериментальной психологии. 1916. № 1-4. С. 124.

Говоров С.В. Медико-социальные аспекты качества жизни беременных женщин и пути его улучшения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. М.: 2008, С. 12-22.

Гурова О.А., ЛазаревМ.Л. Влияние занятий по методу СОНАТАЛ на показатели сердечно-сосудистой системы беременных женщин // Новые исследования. 2011. №2 (27). С.84-89.

Кашаева Т.В. Влияние системы пренатального воспитания на состояние здоровья детей раннего возраста. Кандидатская диссертация по медицине. Казань. 2001.

Лазарев М.Л. Воздействие психических факторов на физическое здоровье детей. Кандидатская диссертация по психологии. Москва. 1997. 170 с.

Лазарев М.Л. Миссия плода. Москва, Коломенская типография. 2018., 272 с.

Лазарев М.Л. Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения // Вопросы современной педиатрии. 2011. Т. 10. №2. С.120-124.

Маляренко Т.Н., Лазарев М.Л., Рымашевский Н.В. Зависимость регуляции сердца плода от сенсорного притока // Успехи физиологических наук. 1994, Т.25. №2. С. 95.

Садыков М.М. Оптимизация амбулаторно-поликлинической помощи детям мегаполиса. Докторская диссертация по медицине. Москва. 2008. 46 с.

Толчинская Е.А. Динамика психического состояния беременных женщин в процессе музыкотерапии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. С-П.: 2010. С. 22-23.

Толчинская Е.А. Динамика психического состояния беременных женщин в процессе музыкотерапии. Кандидатская диссертация по медицинской психологии. Санкт-петербург. 2010. 24 с.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Лазарев МЛ. Оптимизация развития ребенка в пренатальном периоде онтогенеза с помощью музыкального метода «Сонатал». УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(10-1):147-53. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1087

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)