Formation of information and communication literacy among students by the method of sociological research

Authors

  • Svetlana A. Shilina Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
  • Tatiana E. Lifanova Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
  • Dmitry S. Kovalev Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

DOI:

https://doi.org/10.25726/c6334-3633-5004-q

Keywords:

professional competencies, information and communication literacy, sociological research, alcohol addiction

Abstract

The acquisition of general professional competencies in the process of mastering the educational program of higher education in the direction of training 39.03.02 "Social work" requires future bachelors to master information and communication literacy in solving professional tasks. The ability to apply modern information and communication technologies in professional activities in the field of social work should be realized, including the ability to use diagnostic technologies for determining social pathologies. The authors of the article presented a description of the process of acquiring these competencies through the use of sociological research in the framework of educational technologies by means of a questionnaire using information and communication technologies on the Internet. The article describes the results of the identification by the questionnaire method of the results of the propensity of full-time students of secondary and higher educational institutions to alcohol addiction. The authors come to the conclusion about the need to increase attention to the manifestations of symptoms of alcohol addiction among students of secondary and higher educational institutions, about the need to promote the formation of healthy lifestyle values, create conditions for the physical development of young people, the formation of ecological culture, increase the level of safety culture of youth.

References

Антонова В.И., Антонова В.В., Киричек П.Н. Гражданское общество: детерминация социальной природы и функциональной сущности // Огарёв-Online. 2017. № 5 (94). С. 6.

Воронов К. А., Харлашина Е. В., Шилина С. А. Социальное проектирование по устранению социальной проблемы алкоголизма (часть I) // Научный журнал Дискурс. 2018. № 5(19). С. 125-133.

Голенкова О.В., Лифанова Т.Е., Шилина С.А. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 9-13.

Голенкова О.В. Проблемы инклюзивного образования в современном российском обществе // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2014. С. 112-117.

Голенкова О.В., Лифанова Т.Е., Шилина С.А. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX - начале XX веков: историко-социологический аспект // Казанский социальногуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

Епремян Т. В., Лифанова Т. Е., Межуева В. А. [и др.] Диагностика склонности к девиантному поведению несовершеннолетних как одно из условий профилактики // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2020. № 1(12). С. 69-78.

Епремян Т.В., Лифанова Т.Е., Траханов А.В. Социологическое исследование социального и культурного аспектов рекламного дискурса // Научный журнал Дискурс. 2018. № 3(17). С. 158-173.

Ефимочкина Н.Б., Мамедов А.К. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.

Ефимочкина Н.Б., Мамедов А.К. Эволюция цифровых полей социальных трансформаций мегаполиса // Экономика. Социология. Право. 2021. № 4 (24). С. 73-85.

Киричек П.Н. Информационная культура в духовно-практическом измерении // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: Материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань. 19–20 мая 2017 года. Казань: Бриг. 2017. С. 552-557.

Киричек П.Н. Информация плюс культура: социальный кросс-контакт // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. 15. № 3-4 (79-80). С. 138-146.

Киричек П.Н. Культура и социальные противоречия // Духовная сфера общества. 2012. № 9. С. 17-22.

Киричек П.Н. Массмедиа и воспитание: санация информации // Ценностные ориентиры современной журналистики: сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 12–13 октября 2017 года. Пенза: Пензенский государственный университет. 2017. С. 108-115.

Ковалева Е.Л., Шилина С.А. Факторы риска здоровья (на примере социологического исследования качества жизни в Брянской области) // Научный журнал Дискурс. 2019. № 11(37). С. 102-111.

Лифанова Т.Е., Межуева В.А. Диагностика склонности к девиантному поведению несовершеннолетних как одно из требований социальной реальности // Экономика. Социология. Право. 2020. № 4(20). С. 82-88.

Лифанова Т.Е., Голенкова О.В. Картографирование как технология выявления социальных проблем региона // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 7-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием, Ульяновск, 20–21 июня 2019 года / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2019. С. 192-197.

Лифанова Т.Е., Шилина С.А. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания : Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа». Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. 160 с.

Лифанова Т.Е. Формирование у студентов семейных ценностей с помощью психосемантического метода // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Тольятти. 19–20 декабря 2013 года / редколлегия сборника: А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, О.И. Донина и др. Тольятти: SIMJET. 2013. С. 385-389.

Воронов K.A., Задойко А.В., Лифанова Т.Е. [и др.] Проблемы студенческой молодёжи: результаты социологических исследований 2015-2016 годов (на базе лаборатории социологии и социальных технологий БГУ имени академика И.Г. Петровского) // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2016. № 1(8). С. 107-122.

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/?ysclid=lah 5sm7mfd605135807

Воронов К.А., Гимадиева А.Р., Кузеванова В.В., Лифанова Т.Е. Социологический анализ развития профессионального образования в Орловской губернии и Брянском уезде // Научный журнал Дискурс. 2018. № 12(26). С. 85-95.

Бубнова А.Ю., Рожкова Е.В., Шилина С.А., Штельмухова М.А. Социологический анализ социальной политики государства в современном обществе // Научный журнал Дискурс. 2018. № 4(18). С. 96-107.

Тонких А.П. Проектная деятельность и формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 8. С. 33-37.

Тонких А.П. Реализация концепции социальной мобильности будущих учителей начальных классов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 48-64.

Шилина С.А. Дискурс коммуникационной культуры в свете ценностных ориентаций молодёжи // Научный журнал Дискурс. 2018. № 11(25). С. 216-226.

Gostenina V., Melnikov S., Sycheva E., Shilina S. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) // Transportation Research Procedia : X International Scientific Siberian Transport Forum — TransSiberia 2022, Siberia, 13 мая 2022 года. Siberia: Elsevier. 2022. P. 1034-1041. DOI 10.1016/j.trpro.2022.06.103.

Lifanova T.E., Sycheva E.Yu., Shilina S. [et al.] Socio-ecological Ministry of the Russian Orthodox Church (end of the 19th-beguinning of the 20th centuries) // Revista Gênero e Direito. 2020. Vol. 9. No 4. P. 667-689.

Published

2022-11-25

How to Cite

1.
Шилина СА, Лифанова ТЕ, Ковалев ДС. Formation of information and communication literacy among students by the method of sociological research. УО [Internet]. 2022Nov.25 [cited 2024Jun.30];12(10):167-78. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/643