Seminar-discussion methodology by the example of Russian writers works at the turn of the 19th-20th centuries

Authors

  • Olga V. Efimova Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
  • Elena V. Ushakova Moscow University for Industry and Finance «Synergy»

DOI:

https://doi.org/10.25726/l7389-6921-0907-m

Keywords:

seminar-discussion, methodology of teaching literature, “reader-centricity”, theme of love, Russian literature, short story, interactive forms of education

Abstract

The article discusses the technology of organizing practical classes in literature for college students in the form of a seminar-discussion. Discussion in literature classes helps to develop the skills of dialogue interaction. The effectiveness of this interactive technology is substantiated in accordance with the concept of “reader-centrism” in the methodology of teaching literature, which implies a change in the role of a student who becomes an active reader of texts. Interactivity, the ability to stimulate the personal interest of students, their co-creative activity is a feature of the seminar discussion. The methodology for organizing a seminar on the creativity of A.P. Chekhov, I.A. Bunina, A.I. Kuprin. The stories of these writers devoted to the theme of love were selected for analysis. The article presents methodological recommendations for organizing a lesson, outlines the goal, objectives, its main stages, develops questions for discussion, and also offers quotes from literary texts for discussion. The form of the seminar-discussion allows motivating students to read and actively discuss the works of Russian writers of the turn of the 19th-20th centuries devoted to the theme of love, teaches to compare different concepts, improves the skills of analytical work with literary texts, develops critical thinking, reveals the research potential of students.

References

Арефьева Т.К. Семинар дискуссия как интерактивная форма обучения // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно методической конференции. Ответственный редактор Т.И. Руднева. 2014. С. 100−101.

Асташина Н.И. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18.

Гармаш С.А. Использование интерактивных приемов при изучении творчества А.П. Чехова в современной школе // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2009. № 4. С. 170-178.

Зырянова О.Н. Использование технологии учебного диалога при изучении творчества А.П. Чехова на уроках литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64- 4. С. 79-82.

Кузема Т.Б., Фетисова В.В. Особенности проведения семинара-дискуссии и семинара-беседы у студентов филологов в высшей школе // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 18–19 ноября 2018 года/ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». – Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2019. С. 152-155.

Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: история и современность / Б. А. Ланин // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 1(47). С. 53-66.

Левандовская М.П., Моспанова Н.Ю. Управленческая компетентность педагога и ее формирование в системе повышения квалификации // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 274-278.

Моспанова Н.Ю. Некоторые аспекты изучения региональной фразеологии // Региональные аспекты современных историко-правовых, филолого-культурологических, психолого-педагогических, естественнонаучных и экономических исследований. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского и 20-летию филиала университета в г. Новозыбкове: в 2-х частях. 2015. С. 263-270

Петренко Н.А., Косенко Д.В. Отражение земной любви в прозе А. И. Куприна и И. А. Бунина // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 21–22 апреля 2021 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. С. 437-442.

Степун Ф. Литературные заметки: И. А. Бунин (По поводу «Митиной любви») // Литература. 2001. № 42. С. 5-12.

Филимонова Н.Ю., Серегина О.Л. Семинар как одна из активных форм учебного процесса// Актуальные вопросы профессионального образования. 2017. № 1 (6). С. 27−30.

Филинова И.М. Семинар-дискуссия как способ овладения искусством полемики // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников, Тверь, 15 мая 2018 года. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 105-108.

Хван А.А., Хван А.А. Метафизика любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина: Монография. Москва: Ин-т худож. творчества, 2003.

Шустов М.П. Изучение творчества И.А. Бунина в школе (новое прочтение на основе информационной культуры) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. Т. 23. № 79-1. С. 22-26. DOI 10.37313/2413-9645-2021-23-79(1)-22-26.

Konovalov A. A., Mikheeva L. N. The Problem of Love, Good and Evil in the Works of IA Bunin and LD Rzhevsky //2020 International Conference on Language, Communication and Culture Studies (ICLCCS 2020). – Atlantis Press, 2021. – С. 345-350.

Published

2022-01-15

How to Cite

1.
Ефимова ОВ, Ушакова ЕВ. Seminar-discussion methodology by the example of Russian writers works at the turn of the 19th-20th centuries. УО [Internet]. 2022Jan.15 [cited 2024Jul.3];12(1):156-62. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/280