Development of professional communicative competence of future specialists by means of project activities in Russian universities

Authors

  • Natalia V. Burenkova Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
  • Natalia Yu. Mospanova Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
  • Inna E. Kramareva Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

DOI:

https://doi.org/10.25726/z3665-9094-9340-h

Keywords:

project activity, communication competence, cooperation, education, universities

Abstract

In recent years, there has been a tendency in the educational sphere of the Russian Federation to develop the professional communicative competence of future specialists through active and interactive teaching methods. One of the most effective approaches to this task is the organization of students' project activities. The purpose of this study was to study the impact of participation in collective educational projects on the development of communication and cooperation skills among students of pedagogical universities in Russia (n=250). The study was based on the principles of a control experimental group. Students of 3-4 courses were randomized into experimental (n=150) and control (n=100) groups. The experimental group underwent a 16- week training program in the format of collective learning projects, while the control group studied using traditional methods. The results obtained indicate a significant development of communication and cooperation skills among students of the experimental group compared with the control group. Thus, the level of formation of these competencies has increased by an average of 19%. This fact confirms the effectiveness of using project-based forms of education in Russian universities for the development of professional skills of future specialists.

References

Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Институт практической психологии. Воронеж: Модек, 1996. 255 с.

Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю., Крамарева И.Е. Формирование коммуникативной компетенции студентов вуза при работе над научным текстом // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4(62). С. 19-26.

Данилова Т.В., Демидова Т.Е., Тонких А.П. Проектное обучение студентов как основное условие их готовности к профессиональной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4(50). С. 32-38.

Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Формирование дискурсивных умений будущего учителя начальных классов // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: мат. Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч., Брянск, 10 февраля 2021 г. Брянск: Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2021. С. 559-568.

Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4. С. 16-31.

Иванова Н.С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 2(42). С. 99-101.

Казакова О.В. Проблема коммуникативной компетентности в психологической науке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 319-321.

Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: б. и., 1996. 188 с.

Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: монография. Барнаул: РИО АГАУ, 2013. 140 с.

Крамарева И.Е., Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в образовательном пространстве вуза // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 10-19.

Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2001. №2. С. 101-104.

Маленов А.А., Касьянова К.В. Коммуникативная компетентность и ее динамика у организаторов работы с молодежью на этапе учебно-профессиональной подготовки // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: мат. III Всерос. науч.-практ. конф., 25 февраля 2020 г. Омск: СибГУФК, 2020. С. 82-86.

Маленов А.А., Касьянова К.В. Коммуникативные способности и механизмы их развития в процессе учебно-профессиональной подготовки студентов факультета психологии // Психология способностей и одаренности: мат. Всерос. науч.-практ. конф., 21-22 ноября 2019 г. Под ред. проф. В. А. Мазилова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 510-512.

Мосина O.A., Гонежук А.Г. Современные тенденции развития геронгообразования в России // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 3-2. С. 284-288.

Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности // Ученые записки КнАГТУ. 2010. № 11-2(2). С.50-54.

Панина С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. 3-е изд., перераб. и доп. М: Изд-во Юрайт, 2018. 312 с.

Ракитский Б.В. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере. М.: Зерцало, 2007.

Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 1-1. С. 60-63.

Рудометова Л.Т., Шлангман М.К. Факторы успешного обучения иностранному языку в неязыковом вузе в процессе реализации компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Вып. 8(122).

Самыгин С.И., Верещагина А.В. Социальная безопасность: учеб. пособие. М.: Дашков и К.: Наука-Спектр, 2012. 359 с.

Published

2024-01-30

How to Cite

1.
Burenkova NV, Mospanova NY, Kramareva IE. Development of professional communicative competence of future specialists by means of project activities in Russian universities. УО [Internet]. 2024 Jan. 30 [cited 2024 Nov. 25];14(2-1):266-74. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1348

Issue

Section

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS