Особенности формирования лингвистической и коммуникационной компетенций будущих учителей иностранного языка

Авторы

  • Виктория Константиновна Никитина Владимирский Государственный Университет (ВлГУ)

DOI:

https://doi.org/10.25726/f6215-8802-1919-m

Ключевые слова:

преподаватель, компетенция, иностранный язык, учитель, формирование

Аннотация

Актуальность исследования определяется тем, что профессиональная компетентность учителя является динамической комбинацией знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, морально-этических ценностей, которая определяет способность учителя успешно осуществлять профессиональную деятельность. Лингвистическая компетенция преподавателя при этом зависит полностью от возможностей профессионального роста и динамики развития профессиональной и коммуникативной компетенций. Новизна исследования определяется тем, что в профессиональной деятельности учитель выступает активным субъектом общения: передает и принимает информацию от учеников, коллег и родителей, устанавливает контакты с ними, строит взаимоотношения на основе диалога, понимает и воспринимает внутренний мир ребенка, стремится к максимальной реализации способностей каждого ученика и обеспечение его эмоционального комфорта в образовательном процессе. Авторами определено, что важной составляющей профессиональной компетентности учителя является коммуникативная компетентность, а одной из первоочередных задач высшего педагогического образования формирование профессионально-педагогической коммуникативной компетентности учителя. Практическая значимость исследования определяется тем, что профессионально-педагогическая коммуникативная компетентность выступает духовно-нравственным фактором и научным содержанием образовательного процесса, где знания учителя, гуманность, душевная щедрость, желание понять и помочь ученику играют главную роль.

Библиографические ссылки

Bernal-Bravo, C., Gozálvez, V., Gómez, Á. H., & Jorda, M. J. M. (2019). Relationship between university training and teachers’ media competence [Relación entre formación universitaria y competencia mediática del profesorado]. Revista Complutense de Educacion, 30(4), 1113–1126. https://doi.org/10.5209/rced.60188

Biktagirova, G. F., & Khitryuk, V. V. (2016). Formation of future pre-school teachers’ readiness to work in the conditions of educational inclusion. International Journal of Environmental and Science Education, 11(3), 185–194. https://doi.org/10.12973/ijese.2016.302a

Casillas Martín, S., Cabezas González, M., & García Peñalvo, F. J. (2020). Digital competence of early childhood education teachers: attitude, knowledge and use of ICT. European Journal of Teacher Education, 43(2), 210–223. https://doi.org/10.1080/02619768.2019.1681393

Chao, T. C. (2015). Constructing a self-assessment inventory of intercultural communicative competence in elt for efl teachers. Asian EFL Journal, 17(4), 94–120.

Del Mar Maestre, M., Nail, Ó., & Rodríguez-Hidalgo, A. J. (2018). Evolution of competences related to ICT and inclusive education in the initial practicum of teachers [Desarrollo de competencias tic y para la educación inclusiva en la formación inicial práctica del profesorado]. Bordon. Revista de Pedagogia, 69(3), 57–72.

Del Moral, M. E., Villalustre, L., & Del Rosario Neira, M. (2016). Digital storytelling: Activating communicative, narrative and digital competences in initial teacher training [Relatos digitales: activando las competencias comunicativa, narrativa y digital en la formación inicial del profesorado]. OCNOS, 15(1), 22–41. https://doi.org/10.18239/ocnos_2016.15.1.923

Domingo-Coscollola, M., Bosco, A., Segovia, S. C., & Valero, J.-A. S. (2020). Fostering teacher’s digital competence at university: The perception of students and teachers [Fomentando la competencia digital docente en la universidad: Percepcion de estudiantes y docentes]. Revista de Investigacion Educativa, 38(1), 167–182. https://doi.org/10.6018/rie.340551

Flores-Lueg, C., & Roig-Vila, R. (2019). Personal factors influencing future teachers’ selfassessment about the pedagogical dimension of ICT use [Factores personales que inciden en la autovaloración de futuros maestros sobre la dimensión pedagógica del uso de TIC]. Revista Iberoamericana de Educacion Superior, 10(27), 151–171. https://doi.org/10.22201/iisue.20072872e.2019.27.345

Gartmeier, M., Bauer, J., Fischer, M. R., Hoppe-Seyler, T., Karsten, G., Kiessling, C., … Prenzel, M. (2015). Fostering professional communication skills of future physicians and teachers: effects of elearning with video cases and role-play. Instructional Science, 43(4), 443–462. https://doi.org/10.1007/s11251-014-9341-6

González Fernández, N., Gozálvez Pérez, V., & Ramírez García, A. (2015). Media competence of non-university teachers. Diagnosis and training proposals [La competencia mediática en el profesorado no universitario. diagnóstico y propuestas formatives]. Revista de Educacion, (367), 115–142. https://doi.org/10.4438/1988-592X-RE-2015-367-28

Monthienvichienchai, C., Bhibulbhanuwat, S., Kasemsuk, C., & Speece, M. (2002). Cultural awareness, communication apprehension, and communication competence: A case study of Saint John’s International School. International Journal of Educational Management, 16(6), 288–296. https://doi.org/10.1108/09513540210441245

Palomino, M. C. P. (2018). Information and communication technologies and inclusive teaching: Perceptions and attitudes of future early childhood and primary education teachers. Problems of Education in the 21st Century, 76(3), 380–392.

Parker, K. A., Lane, D. R., Ivanov, B., Rodriguez, N., & Parker, J. L. (2014). The impact of modality on teacher-student interactions: Applying efficacy and competence to email and face-to-face communication. International Journal of Learning in Higher Education, 21(1), 7–25. https://doi.org/10.18848/2327-7955/cgp/v21i01/48716

Pascual, M. A., Ortega-Carrillo, J. A., Pérez-Ferra, M., & Fombona, J. (2019). Digital competences in the students of degree primary education teacher [Competencias digitales en los estudiantes del grado de maestro de educación primaria. el caso de tres universidades españolas]. Formacion Universitaria, 12(6), 141–150. https://doi.org/10.4067/S0718-50062019000600141

Paz Prendes Espinosa, M., Porlán, I. G., & Sánchez, F. M. (2018). Digital competence: A need for university teachers in the 21st century [Competencia digital: Una necesidad del profesorado universitario en el siglo XXI]. Revista de Educacion a Distancia, (56). https://doi.org/10.6018/red/56/7

Pérez Cañado, M. L. (2010). Using virtual learning environments and computer-mediated communication to enhance the lexical competence of pre-service English teachers: A quantitative and qualitative study. Computer Assisted Language Learning, 23(2), 129–150. https://doi.org/10.1080/09588221003666222

Prendes, M. P., Castañeda, L., & Gutiérrez, I. (2010). ICT competences of future teachers [Competencias para el uso de TIC de los futuros maestros]. Comunicar, 17(35), 175–181. https://doi.org/10.3916/C35-2010-03-11

Rodríguez, M. D. M., Méndez, V. G., & Martín, A. M. R. (2018). Informational literacy and digital competence in teacher education students [Alfabetización informacional y competencia digital en estudiantes de magisterio]. Profesorado, 22(3), 253–270. https://doi.org/10.30827/profesorado.v22i3.8001

Xu, S., Yang, H. H., MacLeod, J., & Zhu, S. (2019). Interpersonal communication competence and digital citizenship among pre-service teachers in China’s teacher preparation programs. Journal of Moral Education, 48(2), 179–198. https://doi.org/10.1080/03057240.2018.1458605

Yang, P. (2018). Developing TESOL teacher intercultural identity: An intercultural communication competence approach. TESOL Journal, 9(3), 525–541. https://doi.org/10.1002/tesj.356

Загрузки

Опубликован

2022-08-15

Как цитировать

1.
Никитина ВК. Особенности формирования лингвистической и коммуникационной компетенций будущих учителей иностранного языка. УО [Интернет]. 15 август 2022 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];12(7):247-66. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/511

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)