Развитие критического мышления у студентов в процессе изучения русской литературы: педагогические стратегии и техники
DOI:
https://doi.org/10.25726/z4759-0285-7154-lКлючевые слова:
критическое мышление, русская литература, педагогические стратегии, техники развития критического мышления, проблемное обучение, диалогическое взаимодействие, контекстный анализ, рефлексивная деятельностьАннотация
В данной статье рассматриваются педагогические стратегии и техники, направленные на развитие критического мышления у студентов в процессе изучения русской литературы. Методологической основой исследования послужили труды ведущих педагогов и психологов, таких как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, а также современные исследования в области педагогики и психологии чтения. Эмпирической базой выступили результаты педагогического эксперимента, проведенного на выборке из 120 студентов филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в течение 2022-2023 учебного года. В ходе эксперимента применялись такие методы, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ письменных работ студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что применение специально разработанных педагогических стратегий и техник, основанных на принципах проблемного обучения, диалогического взаимодействия, контекстного анализа и рефлексивной деятельности, способствует существенному повышению уровня критического мышления у студентов. По итогам эксперимента количество студентов, демонстрирующих высокий уровень критического мышления (способность к глубокому анализу текста, выявлению имплицитных смыслов, построению обоснованной аргументации и др.), возросло с 15% до 38%. При этом наиболее эффективными оказались такие техники, как сократический диалог, декодирование подтекста, сопоставительный анализ интерпретаций, конструирование альтернативных сюжетных линий и др. Полученные результаты открывают перспективы для дальнейшего исследования проблемы развития критического мышления в литературном образовании и разработки инновационных педагогических технологий.
Библиографические ссылки
Астахова Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М.: Экон-Информ, 2009. 141 с.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Красноярск: 2001. 102 с.
Векслер Е.Г. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс... к. пед. н. Киев, 1974. 20 с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, 2003. 284 с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
Клустер Д. Что такое критическое мышление // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.
Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 55-58.
Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. С. 215-218.
Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В., Крылова О.Н. Критическое мышление: от теории и практике. СПб: СПб АППО, 2004. 152 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 с.
Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. № 6. С. 97-110.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
Шакирова Д.М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления // Педагогика. 2006. №9. С. 72-77.
Шевченко С.В. Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо // Школьные технологии. 2005. № 6. С. 116-119.