Инновационные подходы к преподаванию иностранных языков в вузе: использование смешанного обучения и технологий виртуальной реальности
DOI:
https://doi.org/10.25726/a7383-0113-1778-mКлючевые слова:
иностранные языки, высшее образование, смешанное обучение, технологии виртуальной реальности, инновационные методики, интерактивное обучениеАннотация
Настоящая статья посвящена анализу инновационных подходов к преподаванию иностранных языков в высших учебных заведениях. Современное образование исключительно динамично, а в условиях глобализации и развития информационных технологий потребность в качественном изучении иностранных языков неуклонно возрастает. Особый интерес представляет применение смешанного обучения (blended learning) и технологий виртуальной реальности (VR), которые могут существенно трансформировать процесс обучения. Исследование базируется на анализе эмпирических данных, полученных в результате обучения студентов ведущих университетов. В качестве основы были выбраны программы по изучению английского языка, реализуемые в период 2020-2023 гг. В ходе исследования применялись методы количественного и качественного анализа, включая статистическую обработку результатов тестирования студентов и анкетирование преподавателей. Особое внимание уделялось изучению эффективности использования VR в обучении, а также анализу сочетания традиционных и инновационных методик обучения. В результате анализа было установлено, что смешанное обучение, сочетающее классические методики преподавания с интерактивными онлайн-сессиями, способствует повышению уровня вовлеченности студентов. Применение VR технологий, включая симуляторы языковой среды и интерактивные виртуальные экскурсии, позволило улучшить качество освоения иностранных языков. Было отмечено, что использование VR в среднем на 27% повышает эффективность запоминания лексики по сравнению с традиционными методами. Анкетирование показало, что 83% студентов отметили повышение интереса к изучению языка благодаря использованию VR.
Библиографические ссылки
Аксенова И.Н. Роль коллокаций в формировании лексических навыков речи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 181. С. 17-25.
Бароненко Е.А., Мухаметшина К.Р. К вопросу о применении песенного материала для формирования лексического навыка // Инновационная наука. 2018. № 4. С. 141-144.
Бондарева Н.Л., Степаненко Д.В. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Инновационные научные исследования. 2021. № 3-1 (5). С. 90-96.
Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Сидорина М.С. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.
Воскрекасенко О.А., Мендова Н.С. Использование дистанционного обучения в высшей школе: преимущества и недостатки // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 9. С. 111-115.
Гузуева Э.Р., Зияудинова С.М., Жамборов А.А. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 242-243.
Джакаева А.А. Лексически подход в обучении англйскому языку как иностранному: теория и практика // Мир науки, культуры, образования. 2022 № 4 (95). С. 128-130.
Закоркина Н.А. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов высших учебных заведений // Социальные аспекты здоровья населения. 2021. Т. 67. № 3. С. 11.
Кудрявцева З.Г., Саитова К.А. Проектный метод и цифровые технологии в обучении РКИ // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2020. Т. 13. № 6. С. 111-115.
Кунникова О.А. "Blended learning" как новый подход в обучении РКИ / О. А. Кунникова, М. М. Петросян // Специальная техника и технологии транспорта. 2020. № 5(43). С. 247-251.
Линник Л.А., Фаршатов Р.С. Особенности формирования вторичной языковой личности у иностранных обучающихся медицинского вуза // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25-1. С. 9193.
Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2627-2632.
Ощепкова О.Н., Петросян М.М. Роль преподавателя РКИ в формировании вторичной языковой личности студента-медика // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе: сборник материалов VII Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург Петергоф: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений), 2021. С. 217-220.
Соколова Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 245-247.
Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. Под редакцией Е.С. Полат. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 434 с.
Филатова О.Н., Лукина Е.В., Канатьев П.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 287-289.
Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., Фролова П.И. Влияние дистанционного обучения на состояние физического здоровья обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. C. 294-296.
Элбоева Г.Б., Бахромова Г.Ж. Коммуникативный подход в обучении неродному языку // Вестник науки и образования. 2020. № 10 (88). Ч. 3. С. 43-45.