Педагогические стратегии активизации самостоятельной деятельности курсантов военных учебных заведений и студентов технических высших учебных заведений средствами дисциплины «Линейная алгебра» в условиях цифровизации образования
Ключевые слова:
педагогические стратегии, самостоятельная деятельность, линейная алгебра, цифровизация образования, военные вузы, технические вузыАннотация
Статья посвящена разработке и апробации педагогических стратегий активизации самостоятельной деятельности курсантов военных и студентов технических вузов средствами линейной алгебры в условиях цифровизации образования. Проведен концептуальный анализ литературы по проблеме, выявлены дискуссионные аспекты терминологии, обоснована актуальность исследования. На основе анализа эмпирических данных, полученных на репрезентативных выборках с применением валидного методического инструментария, разработана типология стратегий, доказана их эффективность. Выделены и описаны три основных типа: стратегии проблемно-исследовательского, проектно-конструкторского и инновационно-творческого характера. Определены условия и факторы их результативного применения в практике высшего образования с учетом специфики военных и технических вузов. Установлены статистически значимые эффекты внедрения стратегий: повышение мотивации, метапредметных и специальных компетенций, исследовательской активности обучающихся. Намечены перспективы дальнейших исследований по проблеме с акцентом на персонализацию образовательных траекторий и применение технологий искусственного интеллекта. Результаты исследования имеют теоретическую значимость для развития педагогики высшей школы и практическую ценность для совершенствования математической подготовки курсантов и студентов.
Библиографические ссылки
Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2015. 176 с.
Бордовская Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. 2013. № 2. С. 4-11.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 2011. 207 с.
Далингер В.А. Субъектный опыт учащихся как необходимое условие создания учебной доминанты // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3. С. 145-148.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ, 2010. 448 с.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2008. 288 с.
Ксензова Г.Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования. М.: Юрайт, 2018. 349 с.
Лазарев В.С. Опыт разработки стратегии развития образования как социальной системы // Проблемы современного образования. 2015. № 4. С. 9-19.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2014. 444 с.
Радионова Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. 2006. № 4-5. С. 7-14.
Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для вузов. М.: Академия, 2014. 608 с.
Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Трансформация образования в цифровую эпоху // Век образования. 2018. № 2. С. 31-43.
Хуторской А.В. Методология педагогики: человекосообразный подход. М.: Эйдос, 2014. 171 с.
